Архитектура, как вид искусства Архитектура – тоже летопись мира… Н.В.Гоголь Цивилизованный человек – тот, который умеет так образовать и облагородить себя, что весь мир вокруг него наполняется поэзией, становится произведением искусства … Из журнала «Модное ежемесячное издание»,1979, Н.И.Новикова.
Архитектура возникла… Из двух древнегреческих слов: «архи» («старший») и «тект» («строить») – «архитектон» («начальник строительных работ») Римляне переделали его в «архитектор», а разные здания, возведенные архитекторами, стали называть архитектурой. Таким образом, архитектура – это искусство строить и украшать здания.
Немного из истории… Греки придавали мало значения архитектуре частных домов, которые обычно были простыми постройками из глины и кирпича. Но на общественные здания не жалели средств и труда. Самыми важными из них были храмы, которые воплощали в себе гражданскую гордость и религиозное почитание.
Архитектурный ордер Именно для строительства храмов греки разработали так называемый ордер – принцип архитектурной композиции с определенными элементами и пропорциями. Существует три ордера: дорический, ионический, коринфский.
Дорический ордер Самый древний – дорический, колонны которого равномерно утолщались к низу, что создавало впечатление мощи. Верхняя часть – капитель – выполнялась простой, без украшений. Мощь дорических колонн сравнивалась с мужской фигурой.
Ионический ордер Этот стиль более изысканный, чем дорический. Колонны этого ордера были стройнее и тоньше (их сравнивали с женским изяществом и мягкостью), а капители имели украшения в виде двух завитков - волют.
Коринфский ордер Самая нарядная, кокетливая и стройная колонна коринфского ордера. Она украшалась капителью из резных листьев и цветов, являясь позднейшим вариантом ионической капители. Легкость и грацию этой колонны сравнивали с юностью девушки. Греческий ордер не является застывшим каноном, а свободно изменяется и используется в архитектуре и по сей день следуя современным тенденциям моды.
Средние века Произведения архитектуры, созданные в разные исторические эпохи, отличаются друг от друга. В средние века античная культура постепенно перерождается в сельскую, чуждую блеска и утонченности. Приметами новой жизни становятся скудный, суровый быт, соответствующие ему законы и нравы. Роскошью считаются надежный кров, обильная еда и проверенное в деле оружие.
Романский стиль Архитектурные постройки раннего средневековья сходны с культовыми зданиями Рима, поэтому европейское искусство X XII вв. условно принято называть романским (т.е. римским). Это было время феодальных междоусобиц, и каменные здания служили защитой от нападений. Поэтому романские постройки имеют вид крепостей: у них широкие стены, узкие окна, высокие башни, с которых можно наблюдать за приближающимся врагом. Для романского стиля характерны полуциркульные своды, массивность конструкций, приземистость пропорций.
Готика В конце XII века романское искусство сменяет готический стиль. Это время расцвета городов, когда основными произведениями в архитектуре становятся городские соборы. Готический стиль отличают высокие окна и легкие арки, заостренность и устремленность всей конструкции здания вверх. Чем выше поднимается взгляд, тем более легким становиться здание, тоньше и ажурнее каменная резьба. Готические храмы щедро украшались произведениями скульптуры
Эпоха Возрождения Барокко Этим словом в Португалии называли неправильной формы жемчужину. Буквально оно означает «странный, вычурный, причудливый». Для барокко характерна изогнутость форм, величие, декоративность. В барочных зданиях вместо идеальных прямоугольников или окружностей возникают резко выступающие или западающие объемы. В различное время дня солнце по разному освещает их и возникает беспрерывная игра света и тени, рождается удивительное впечатление движения, тихого «дыхания» здания.
Эпоха Возрождения В середине XYIII в. завершением барокко является рококо – стиль подчеркнуто прихотливый и усложненный. Главным образом декоративный и измельченный. Рококо стремилось нарушить всякую логику и ясность восприятия. Привычные со времен Возрождения декоративные элементы обретают совершенно иные причудливые формы
Век Просвещения Классицизм в переводе с латинского «classikus» означает «образцовый». Это художественное направление в искусстве, в основе которого лежит культ разума и идеального порядка. В качестве источника используется античное наследие. Расцвет классицизма в России приходится на правление Екатерины II. Подобно античным зодчим архитекторы классицизма пытаются вписывать здания в окружающую природу – загородные резиденции окружают ландшафтным парком.
Век Просвещения В начале XIX в. классицизм вступает в завершающий период, получивший название «ампир» от французского «империя». Архитектура ампира служит прославлению успехов государства, утверждению и демонстрации величественной мощи и воинской славы. Ему присущи: военная эмблематика, воинские доспехи, лавровые венки, тяжелые гирлянды, массивные геометрические объемы, египетские орнаменты, стилизованные сфинксы.