Внутреннее предпринимательство в бизнесе (управление на принципах предпринимательства)
Базовые характеристики предпринимательства: Наличие высокой степени риска деятельности; Хозяйствующий субъект принимает на себя все доходы и убытки от данной деятельности; Необходимость комбинирования различных факторов производства; Необходимость разрушения сложившегося экономического равновесия; Необходимость гибкого реагирования на изменения в экономической и общественной ситуации; Наличие высокой степени проникновения в экономику. Предприниматель может действовать в любой отрасли экономики и сфере деятельности общества.
Внутреннее и внешнее предпринимательство На современном этапе понимание сущности предпринимательства расширяется до уровня как «внешнего (или бизнеса), так и внутреннего (интрапренерства) предпринимательства» Базовые характеристики предпринимательства в макроэкономическом, широком понимании закладываются в основу микроэкономической, внутренней деятельности организации и принимают форму интрапренерства.
Внутреннее предпринимательство Интрапренерство представляется как один из способов управления компанией, где внутренний предприниматель «превращается в менеджера» (Миллер А.Е.). Интрапренертсво: – создание в рамках крупных корпораций самостоятельных предпринимательских команд на независимой основе – создание «атмосферы свободного духа» для удержания в рамках корпорации самых инициативных групп специалистов – внутренний предприниматель превращается в рискующего менеджера
Предпринимательская функция управления Общепринятые функции менеджмента дополняются функцией предпринимательства, которая представляет собой деятельность, направленную на оперативное реагирование на изменения внешней среды (рынков, законодательной и общественной ситуации) посредством трансформации существующей или создания новой наилучшей комбинации факторов производства.
Уровни реализации предпринимательской функции среди управленцев Внешнее предпринимательство (особый вид самостоятельной, относительно автономной управленческой деятельности) Интрапренерство - внутрифирменное предпринимательство – выполнение предпринимательской функции наряду с классическими функциями управления (менеджер самостоятельно определяет в рамках своей функциональной области стратегию, разрушает сложившееся равновесие в организации для стимулирования ее дальнейшего развития, комбинирует ресурсы, самостоятельно принимает решение в соответствие со сложившейся ситуацией и т.д.) Управление на принципах предпринимательства (осуществление классических функций управления на принципах и сущностных чертах предпринимательства: высокая степень самостоятельности и привнесения новых элементов творчества и инноваций в управление)
Роль УП в развитии предпринимательства Развивать у управленцев и сотрудников навыки, умения и таланты для эффективной предпринимательской деятельности Формировать предпринимательский тип управления и развития компании, уход от административного управления Создавать условия для развития предпринимательской деятельности, поддерживать предпринимательскую инициативу
Управленческий персонал (определение) К управленческому персоналу целесообразно относить такой персонал, который в рамках своей деятельности реализует функции управления различными процессами, объектами и явлениями, и, который имеет требуемые навыки, умения и таланты именно для эффективной управленческой деятельности. При этом такой персонал может быть включен, либо не включен в иерархию управления организацией.
Признаки управленческого персонала Отнесение персонала организации к управленческому должно строиться на комбинации следующих признаков: - функциональные - выполнение функций менеджмента; - личностные – разнообразные таланты, умения и навыки; - организационные – место в иерархии управления.
Группы критериев оценки управленцев: критерии, характеризующие профессиональные качества управленца, назовем их критерии «профессионального менеджера»; критерии, позволяющие оценить способность двигаться во внешней сфере, или критерии «управленца-предпринимателя»; критерии, характеризующие уровень амбиций.
Профессиональный менеджер: способности менеджера управлять другими людьми (подчиненными), знания основных технологий современного менеджмента, знания соответствующей сферы деятельности. Данная группа критериев позволяет оценить менеджера: как он действует внутри организации, как он организует свою деятельность и деятельность других людей.
Управленец-предприниматель стратегическое видение управленца, способности действовать в неопределенной ситуации, способности и умения создавать новые сферы деятельности, новые схемы (системы) организации деятельности и т.д. Данная группа критериев позволяет увидеть управленца как «игрока более широкого пространства», где встречаются конкуренты, партнеры, другие внешние субъекты деятельности, позволяет увидеть и определить способность управленца менять ситуацию в условиях неопределенности, вносить свои коррективы, строить свою стратегию и ее реализовывать.
Уровень развития амбиций и мотивации Понимание термина «амбиции» соответствует его переводу с английского языка: «большая уверенность в том, что добьешься чего-то; решимость стать успешным, богатым, сильным». Для оценки амбиций и мотивации важно оценить: отношение к деятельности (мотивация); ролевую модель, позиционирование себя.
Отношение к деятельности отражает доминирующую ориентацию человека: на результат – мотивация по типу «деятель», «двигатель»; на удовлетворительное отношение руководителя (в ситуации конкурса - жюри) – мотивация по типу «карьерист»; на работу над собой (увлечение, хобби) – мотивация по типу «игрок»; на процесс, заинтересованность в содержательном движении – мотивация по типу «методист».
Классификация ролевых моделей управленцев (уровни развития менеджеров): Ролевая модель отражает амбиции человека, его стремление к чему-либо, проявляемую при этом настойчивость. Можно выделить 4 уровня менеджеров: пассивный исполнитель – действует и мыслит в рамках своего отдела, проекта, выполняет предписанные задачи; активный исполнитель – присутствует стремление знать больше и активно действовать для достижения поставленных ему задач, целей; менеджер – партнер – как правило, участник управленческой команды, отвечающий за свою сферу деятельности (функциональный менеджер) – активный деятель, закрывающий свою часть работы по достижению совместных целей; менеджер - предприниматель (управленец) – имеет стратегическое видение, видит «картинку целиком», стремится ее изменить для достижения своих, самостоятельно выработанных предпринимательских целей.