Учитель истории МОУ «СОШ с. Широкое» Д.А.Шептала
Традиция дарить пасхальные яйца - символ рождения жизни, воскресения - существовала в Европе с XVI века. Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.
Особое место среди работ Карла Фаберже занимают драгоценные пасхальные яйца- сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов - являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX - начала ХХ веков.
Сделано в Петербурге. Мастер: Михаил Перхин и Юрий Николай. Клейма: городское Петербурга - два скрещенных якоря и скипетр с пробой "72"; фирмы - "ФАБЕРЖЕ"; мастера - "М.П". Материалы: Золото, платина, серебро, бриллианты, алмазы, ограненные розой, рубин, аквамарин, гелиотроп, бархат. Размеры: длина яйца / 8 дюйма (9,3 см); длина модели - 7,0 см; высота модели - 4,0 см. Техника исполнения: литье, чеканка, гравировка, резьба по камню. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No. MP-645/1-2.
Описание: Яйцо из гелиотропа, состоящее из двух частей, соединенных шарниром, декорировано накладным узором золотых рокайльных завитков с бриллиантами. Замок- кнопка украшен рубином и двумя бриллиантами. Модель крейсера - сюрприз яйца - выполнена из золота и платины, ее окна - из алмазов, ограненных розой. На корме крейсера резная надпись: "АЗОВ". Модель укреплена на пластине из аквамарина, зеленовато-голубой цвет которого имитирует морскую воду. На этом броненосном корабле, построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая - фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги. Происхождение: Подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.
Сделано в Петербурге. Мастер: Михаил Перхин Клейма: фирмы - "ФАБЕРЖЕ"; мастера - "М.П."; петербургского окружного пробирного управления - женская головка в кокошнике с пробой "56" и инициалами управляющего округом Я.Ляпунова "ЯЛ". Материалы: Золото, платина, серебро, алмазы, ограненные розой, халцедон. Размеры: высота с основанием / 8 дюйма (27,0 см); основание / 4 x2 1 / 2 Дюйма (6x6,4 см). Техника исполнения: эмаль по гильошировке, литье, чеканка, гравировка, резьба по камню. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-653/1-2.
Описание: Яйцо декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, увенчано букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. На лицевой стороне основания алмазами выложена дата: "1899". Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся по горизонтали, и неподвижно закрепленную стрелку, усыпанную алмазами. Она имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука, и окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене. Происхождение: Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1899 г. Поступило из Московского ювелирного товарищества в 1927 г.
Сделано в Петербурге. Мастер: Михаил Перхин Клейма: фирмы - "ФАБЕРЖЕ"; мастера - "М.П."; петербургского окружного пробирного управления - женская головка в кокошнике с пробой "56" и инициалами управляющего округом Я.Ляпунова "ЯЛ". Материалы: Золото, платина, серебро, алмазы, ограненные розой, рубин, оникс, хрусталь, дерево, шелк, бархат. Размеры: высота с подставкой / 4 дюйма (26,0 см); длина поезда / 8 дюйма (39,8 см); высота вагона / 4 дюйма (2,6 см). Техника исполнения: эмаль по гильошировке, литье, чеканка, гравировка, скань, зернь. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-646/1-3
Описание: Яйцо с крышкой на шарнире выполнено из серебра, в средней части украшено гравированным изображением карты Российского государства с Транссибирской магистралью и надписью "ВЕЛИКИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ПУТЬ К 1900 ГОДУ". В яйцо вкладывается золотая с платиной действующая модель поезда, состоящая из паровоза и пяти вагонов. На первом гравирована надпись: "ПРЯМОЕ СИБИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ", на втором, третьем и четвертом - "ДЛЯ ДАМ", "ДЛЯ КУРЯЩИХ", "ДЛЯ НЕКУРЯЩИХ", на втором - "2го КЛ.", "24 МЕСТА", на третьем и четвертом - "1го КЛ.", "18 МЕСТ". Пятый вагон предназначен для церкви. Механизм модели заводится золотым ключом. Это пасхальное яйцо - характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины. Происхождение: Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1900 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г
Сделано в Петербурге. Мастер: Михаил Перхин Клейма: мастера -"М.П."; петербургского окружного пробирного управления - женская головка в кокошнике с пробой "56" и инициалами управляющего округом Я.Ляпунова "ЯЛ". Материалы: Золото, платина, алмазы, ограненные розой, рубины. Размеры: высота с подставкой / 8 дюйма (9,8 см) Техника исполнения: скань, оконная эмаль, чеканка. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No МР-654/1-2.
Описание: Ажурное яйцо с крышкой на шарнире выполнено из золотых сканых листьев клевера, часть из них заполнена светло-зеленой прозрачной оконной эмалью, часть - мелкими алмазами. Между листьями размещены узкие изогнутые ленты, набранные мелкими рубинами. На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле "модерн" с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы. Происхождение: Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г. Поступило из Московского ювелирного товарищества в 1927 г.
Сделано в Петербурге. Мастер: Неизвестен. Клейма: фирмы - "ФАБЕРЖЕ". Материалы: Золото, серебро, оникс, стекло. Размеры: высота с подставкой / 4 дюйма (36,1 см); основание / 4 x7 1 / 4 дюйма (18,5x18,5 см). Техника исполнения: эмаль, литье, гравировка, гильошировка, живопись маслом. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-647/1-2.
Описание: Декор золотого покрытого белой опаловой эмалью яйца с куполом и тройными окнами навеян архитектурой Успенского собора Московского Кремля. В одно из застекленных окон виден интерьер собора, изображенный на овальной стеклянной пластине, находящейся внутри модели. На круглой золотой накладке, закрепленной на яйце снизу, белой эмалью исполнена дата (1904). Подставка, выполненная из цветного золота и серебра, имеет вид стилизованных кремлевских стен и башен с кровлями, покрытыми зеленой прозрачной эмалью. На повторенной дважды Спасской башне изображены эмалью гербы Российской империи и Москвы, над воротами в киотах - миниатюрные иконы "Богоматерь Казанская" и "Христос-Вседержитель". Восьмигранное основание выполнено из оникса. Внутрь модели помещен музыкальный механизм, который заводится золотым ключом, после чего звучат две "херувимские" песни - праздничные пасхальные гимны. Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля - одновременно величественного и сказочно - нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры. Происхождение: Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.
Сделано в Петербурге. Мастер: Генрих Вигстрем. Клейма: фирмы - "ФАБЕРЖЕ"; мастера - "H.W."; петербургского окружного пробирного управления - женская головка в кокошнике с пробой "72". Материалы: Золото, серебро, бриллианты, алмазы, ограненные розой, рубины, нефрит, горный хрусталь, стекло, дерево, бархат, кость. Размеры: Яйцо / 8 x2 5 / 8 дюйма (11,0x6,8 см); высота модели / 8 дюйма (3,0 см); длина модели / 2 дюйма (6,5 см). Техника исполнения: эмаль, литье, чеканка, инкрустация золотом и драгоценными камнями, гравировка, резьба по камню, акварель, гуашь. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-648.
Описание: Нефритовое яйцо, состоящее из двух соединенных шарниром частей, украшено пятью миниатюрными акварельными портретами детей Николая II, обрамленными алмазами. Яйцо инкрустировано золотом и драгоценными камнями. Над портретами помещены начальные буквы имен детей, выложенные алмазами. На яйце вверху и внизу укреплены плоские треугольные бриллианты, под которыми на серебряной фольге исполнены чернью монограмма императрицы Александры Федоровны "А°" и дата "1908". Модель Александровского дворца выполнена из золота и серебра, окна дворца - из горного хрусталя, кровля перекрыта светло-зеленой эмалью. Модель укреплена на золотом столике с гравированной надписью "ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ". Он был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали "царскосельскими отшельниками". Подставка под яйцо изготовлена в 1989 г. на Московском экспериментальном ювелирном заводе мастером С.Бугровым по эскизу художника Т.Д.Жарковой. Подлинная подставка отсутствует. Происхождение: Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.
делано в Перебурге. Мастер: Генрих Вигстрем. Клейма: фирмы - "К.ФАБЕРЖЕ" (гравировано курсивом); мастера - "H.W."; петербургского окружного пробирного управления -женская головка в кокошнике, проба "72". Материалы: Золото, серебро, бриллианты, алмазы, ограненные розой, жемчуг, горный хрусталь, ляпис-лазурь. Размеры: Высота с подставкой - 6 дюймов (15,3 см); основание / 8 x3 1 / 4 дюйма (10,0x8,4 см); высота модели - 3 / 4 дюйма (2,0см); длина модели - 3 дюйма (7,5 см). Техника исполнения: эмаль, чеканка, гравировка, резьба по камню. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-649/1-2.
Описание: Яйцо из горного хрусталя состоит из двух частей, соединенных шарниром. Золотая оправа яйца с резной надписью "ШТАНДАРТЪ 1909", украшена бриллиантами, эмалью и двумя фигурками геральдических двуглавых орлов из ляпис-лазури. Подставка в виде двух лазуритовых сплетенных дельфинов имеет профилированное основание из горного хрусталя. Внутри яйца находится золотая модель яхты "Штандарт", укрепленная на имитирующей воду волнистой пластине из горного хрусталя, фотографически точно воспроизводящая внешний вид и оснастку царской яхты вплоть до развевающегося на мачте императорского штандарта, крошечных шлюпок и вращающегося золотого руля. Это была любимая яхта Николая II, на которой семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах. Происхождение: Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.
Сделано в Петербурге. Мастер: Неизвестен. Клейма: фирмы - "К.ФАБЕРЖЕ" (гравировано курсивом). Материалы: Золото, платина, алмазы, ограненные розой, горный хрусталь, ляпис-лазурь. Размеры: высота с подставкой / 8 дюйма (15,5 см), основание / 2 x4 1 / 2 дюйма (11,5x11,5 см); высота модели - 2 дюйма (5,0 см); длина модели / 8 дюйма (4,0 см). Техника исполнения: литье, чеканка, гравировка, резьба по камню. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-650/1-3.
Описание: Яйцо из горного хрусталя состоит из двух частей. Вверху яйцо украшено накладной платиновой сеткой, усыпанной мелкими алмазами, с двух сторон - платиновыми консолями, над которыми помещены фигурки геральдических двуглавых орлов. Вверху на яйце укреплен крупный алмаз, сквозь который видна дата "1910". Подставка представляет собой четыре платиновые крылатые полуфигуры путти, укрепленные на хрустальном профилированном основании. В яйцо вкладывается золотая модель памятника Александру III на высоком прямоугольном постаменте из ляпис-лазури. Модель воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце. Происхождение: Подарок императора Николая II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.
делано в Перебурге. Мастер: Генрих Вигстрем. Клейма: фирмы - "ФАБЕРЖЕ"; мастера - "H.W."; проба - "72" Материалы: золото, серебро, бриллианты, алмазы, ограненные розой, пурпурин, сталь, стекло, кость. Размеры: высота с подставкой / 2 дюйма (19,0 см); диаметр основания - 3 дюйма (7,8 см). Техника исполнения: эмаль, литье, чеканка, гильошировка, гравировка, воронение, акварель. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-651/1-2.
Описание: Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии.Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты "1613" и "1913". Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики. Поверхность яйца в пространстве между миниатюрами в алмазных рамках украшена чеканными геральдическими царскими венцами и коронами. Подставкой служит литая серебряная позолоченная фигура гербового орла, укрепленная на круглом основании из пурпурина, имитирующего государственный щит. Происхождение: Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.
Сделано в Петербурге. Мастера: Генрих Вигстрем, миниатюрист Василий Зуев Клейма: фирмы - "ФАБЕРЖЕ"; мастера - "H.W."; окружного пробирного управления для деталей - женская головка в кокошнике; проба - "72". Материалы: Золото, сталь, нефрит, кость, шелк, бархат. Размеры: высота с подставкой / 8 дюйма (16,7 см); высота мольберта / 2 дюйма (6,5 см); миниатюра - 2x2 1 / 8 дюйма (5x5,5 см). Техника исполнения: эмаль, литье, чеканка, акварель. Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-652/1-3.
Описание: Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Яйцо украшено золотой императорской короной и накладными изображениями герба Российской империи, св. Георгия Победоносца, даты "1916" и монограммой императрицы Александры Федоровны. Подставка для яйца выполнена в виде четырех снарядов, укрепленных на постаменте из нефрита. Сюрпризом яйца является мольберт в виде вензеля царицы Александры Федоровны, на котором закреплена миниатюра, исполненная акварелью по кости, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена. Происхождение: Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.