ГОРДИН В.Э., МАТЕЦКАЯ М.В., Санкт-Петербургский филиал КУЛЬТУРНЫЕ КЛАСТЕРЫ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ДЕСТИНАЦИИ
Определение кластера «Географически близкая группа взаимосвязанных компаний и ассоциированных учреждений в специфической области, объединенных общей идеей и взаимодополняющих друг друга». Майкл Портер [2000, с. 254], Кластеры представляют собой сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно дополняющих друг друга и способствующих росту своей конкурентоспособности.
Цели и задачи создания культурных кластеров Создать условия для профессионального развития творческих работников на основе межотраслевого сотрудничества с организациями смежных отраслей Укреплять конкурентные преимущества вошедших в кластер творческих организаций и предприятий смежных отраслей Создавать благоприятную среду для развития творческих индустрий, в том числе нацеленных на привлечение туристов
Цели и задачи создания культурных кластеров (продолжение) Повышать уровень интерактивности культурных продуктов, создаваемых в рамках культурных кластеров Формировать новые продукты культурного туризма, способные привлекать различные категории туристов Формировать новый культурный имидж туристской дестинации путем активизации деятельности креативных групп населения.
Санкт-Петербург нуждается в формировании стратегии территориального размещения учреждений культуры, нацеленных на удовлетворение культурных запросов туристов. кластерный подход, предусматривающий размещение на ограниченном пространстве учреждений культуры, связанных с ними предприятий торговли и общепита, центров развлечений и досуга, предприятий информационной сферы и других предприятий и учреждений для туристов
Принципы формирования культурных кластеров системообразующим стержнем таких кластеров должны являться аутентичные памятники истории и архитектуры одиночные кластеры должны быть выстроены в определенную сеть, обеспечивающую туристам пешеходную или, в крайнем случае, быструю транспортную доступность.
культурные кластеры должны носить многосекторальный характер, в них должны быть представлены как находящиеся в государственной собственности памятники, так и частные предприятия сферы услуг все организации, предприятия, учреждения должны функционировать в рамках единой маркетинговой стратегии, работая на коллективный имидж кластера и города в целом. Принципы формирования культурных кластеров (2)
Классификация культурных кластеров: Кластеры культурного наследия Этнокультурные кластеры Творческие кластеры Арт-инкубаторы.
Кластеры культурного наследия кластеры культурного наследия формируются вокруг аутентичных памятников истории, культуры, архитектуры
Этнокультурные кластеры Этнокультурные кластеры исторически локализовались в местах компактного проживания как коренных, так и некоренных для данной территории народов
Особенности этнокультурных кластеров Этнокластеры, представляющие культуру коренных народов, обычно формируются в сельской местности или малых городах, где лучше сохраняются материальные артефакты и народные традиции Мегаполисы создают условия для формирования этнокультурных кластеров некоренных народов, искусственно или естественным образом создававших на протяжении веков или десятилетий своеобразные «культурные резервации»
Творческие кластеры Творческие индустрии: [UNCTAD, 2008; DCMS, 2001]: Издательская деятельность и литература Исполнительские виды искусства Музыка; Фильмы, видео, и фотография Телевидение и радио Изобразительные искусства и ремесла Реклама; Дизайн, включая моду Музеи, галереи, и библиотеки Интерактивные СМИ (сетевые ресурсы, компьютерные игры, мобильный контент и т.д.).
Арт-инкубаторы Арт-инкубаторы - форма территориальной и организационной автономизации творческих индустрий предусматривающая создание территорий, предназначенных для помощи в творческих «start-upах» для молодежи
Заключение Формирование устойчивых культурных кластеров станет уже в ближайшие годы стратегической линией развития ресурсной базы культурного туризма
Спасибо за внимание!