Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье.
2 совокупность факторов, которая создается всем укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, организация питания, медицинское обеспечение, психологический климат. Образовательная среда - это
3 Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - совокупность норм и регламентов тех факторов, которые формируют образовательную среду: материальные ресурсы, организация учебного процесса, организация питания, медицинское обеспечение.
4 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 1.СанПиН «Санитарно- гигиенические правила и нормы по организации обучения детей с шестилетнего возраста». 2. СанПиН «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».
5 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 3.СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
6 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 4.СанПиН / «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». 5.СанПиН / «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно- вычислительным машинам и организация работы».
7 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 6.СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
8 Принципы формирования новых гигиенических требований Системность (взаимосвязанность требований, нормативов и регламентов, образующих целостную систему). Дифференцированность (учет возрастных особенностей учащихся начальной, основной и старшей школы).
9 ПРОЕКТ СанПиН разработан при участии: ФГУН НИИ дезинфекции Роспотребнадзора, Управления Роспотребнадзора по г. Москва; Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова Росздрава, Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.М. Мечникова Росздрава.
10 СанПиН содержит требования к: размещению школьного здания; участку и зданию школы; оборудованию помещений; воздушно-тепловому режиму; естественному, искусственному освещению и инсоляции; водоснабжению и канализации; организации образовательного процесса; организации медицинского обеспечения; санитарному состоянию и содержанию участка и помещений школы.
11 В чем новизна гигиенических требований? Интеграция существующих требований, разрозненных в различных НМД: Издательская продукция. Компьютерная техника. Организация физвоспитания. Организация школьного питания.
12 В чем новизна гигиенических требований? Определен норматив площади участка школы в расчете на 1 учащегося и допустимый предел его снижения, а также высота учебных помещений (во вновь строящихся зданиях). Сформулированы требования к тренажерным залам.
13 В чем новизна гигиенических требований? Определены условия для обучения детей с ограниченными возможностями. Определена площадь учебных кабинетов, игровых и спален в расчете на 1 учащегося. Увеличено количество спортивных залов.
14 В чем новизна гигиенических требований? Обновлены требования к учебной мебели (конторки)и учебным доскам. Сформулированы требования к оборудованию спальных комнат. Перечислены оборудование и инструментарий медицинских кабинетов.
15 В чем новизна гигиенических требований? Представлен перечень приоритетных загрязнителей воздуха в учебных помещениях. Повышен норматив искусственной освещенности в учебных помещениях. Даны нормативы непрерывной инсоляции учебных помещений и на участке школы.
16 В чем новизна гигиенических требований? Определена продолжительность учебного года и организация каникул. Составлены новые шкалы трудности учебных предметов для составления расписания уроков, устранены запреты для проведения сдвоенных уроков в средних и старших классах. Расширены требования к организации двигательной активности и проведению занятий физической культурой.
17 В чем новизна гигиенических требований? Расширены и пересмотрены требования к организации занятий с использованием компьютеров. Сформулированы требования к электронным учебникам (ЭОР) Введены требования к организации общественно- полезного труда и сельскохозяйственных работ учащихся.
18 В чем новизна гигиенических требований? Сформулированы требования к организации ежедневной внеурочной деятельности учащихся. Включены требования к новому виду школ - школам полного дня. Представлены нормативы веса ранца, учебных комплектов.
19 В чем новизна гигиенических требований? Сформулированы требования к сменной обуви. С учетом современных научных подходов переработаны требования к санитарному состоянию учебных помещений и участка школы.
20 В чем новизна гигиенических требований? Обновление существовавших ранее: Скорректированы требования к медицинскому обеспечению (порядок, стандарты оказания медицинской помощи, оснащение медкабинета).
Требования к организации учебного процесса В учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального образования, могут быть приняты дети, достигшие 6,5 лет к 1 сентября текущего года. Оптимальный возраст начала школьного обучения – 7 лет.. 21
Требования к организации учебного процесса Прием детей в первые классы осуществляют с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке начала систематического обучения по состоянию здоровья. 22
Требования к организации учебного процесса Нормативы образовательной нагрузки определяют исходя из продолжительности учебной недели (для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней) В тех случаях, когда необходима организация 6-го учебного дня, занятия должны носить игровой, физкультурно- оздоровительный характер с максимальным пребыванием детей на воздухе. 23
Требования к организации учебного процесса Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах При 6- дневной неделе При 5- дневной неделе 1–20 2–
Требования к организации учебного процесса Обучение в начальных классах целесообразно организовать в первую смену. Для учащихся первых классов обучение в первую смену является обязательным. Учебные занятия следует начинать не ранее
Требования к организации учебного процесса При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что занятия по математике, русскому языку, родному языку необходимо проводить на первом-втором уроках. Основные предметы (математика, русский язык, родной язык, иностранный язык) следует чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т. п. 26
Требования к организации учебного процесса Контрольные работы целесообразно проводить во вторник – четверг на втором-третьем уроках, но не более одной в день. Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров на уроках для учащихся в возрасте 7–10 лет не должна превышать 20 минут. 27
Требования к организации учебного процесса Наполняемость начальных классов не должна превышать 20 человек. В отдельных случаях по согласованию с территориальными органами, уполномоченными осуществлять санитарно- эпидемиологический надзор, допускается увеличение численности детей в классе, но не более чем до 25 человек. На занятиях по иностранному языку и информатике класс делят на две подгруппы. 28
Требования к организации учебного процесса Наполняемость классов-комплектов Комплекты классовЧисло учащихся 1+310– – – – – – – –10 29
Требования к организации учебного процесса Продолжительность учебного года для учащихся 1 класса составляет 33 недели, для учащихся 2 – 4 классов – не более 35 недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней (для первоклассников – 37 дней). График организации каникул должен предусматривать равномерное чередование периодов учебы и каникул. 30
Требования к организации учебного процесса Оптимальное время для начала подготовки домашних заданий для учащихся, занимающихся в первую смену, – 16 часов, для обучающихся во вторую смену – 9 часов. Обучение в 1 классе проводят без домашних заданий. Затраты времени на самоподготовку для учащихся 2–4 классов не должны превышать 1,5 часа. Для организации полноценного отдыха детей не следует задавать уроки на выходные дни и каникулы. 31
Требования к организации учебного процесса При организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность» нужно учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно- активными и статическими занятиями (50%/50%). Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения. Они реализуются в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п. 32
Требования к организации учебного процесса В режиме работы групп продленного дня и школ полного дня должна быть предусмотрена прогулка на воздухе продолжительностью не менее 2 часов с организацией подвижных игр. Для учащихся 1 класса необходима организация дневного сна (1,5 часа). 33
Требования к организации учебного процесса При организации дополнительного образования нужно обеспечивать возможность выбора двигательно- активных, физкультурно- спортивных занятий. Для первоклассников дополнительные занятия (особенно в первом полугодии) проводят в форме экскурсий, прогулок. 34
Требования к организации учебного процесса Оптимальным является посещение не более 2 кружков (секций), один из которых должен быть двигательно-активным. Продолжительность одного занятия не должна превышать 1,5 часа с перерывом не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений через 30 – 45 минут занятий. 35
Требования к организации учебного процесса Все учащиеся должны посещать занятия по физическому воспитанию. В зависимости от состояния здоровья их распределяют по 3 медицинским группам – это основная, подготовительная и специальная. 36