Заседание методического совета МОУДОД «ЦДОД» Ноябрь, 2010 Колядина А. Д. Школа УДОД
Интеграция – это не просто сотрудничество, это слияние в единую социально- педагогическую систему.
Переход на профильное обучение Интеграция с др.учреждением делает школу привлекательной для родителей будущих первоклассников Идет выбор содержания дополнительного образования, которое должно влиться в основное и обогатить его Цели и задачи общие, дающие ребёнку возможность развития. В Концепции модернизации Российского образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на г. подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования. В Концепции модернизации Российского образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на г. подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования.
Модель интеграции (слияния) МОУ «Лицей 3» и МОУДОД «ЦДОД» 1 Общий Устав или внесение в него изменений, новая лицензия ЦДОД2 Общее расписание для уч-ся 1-4 кл., вариативные учебные планы 4 Контроль со стороны обеих администраций 5 Положение о работе филиала Формы проведения занятий3
З а д а ч и 1 100% охват учащихся 1-4 классов школы обучением компьютерной грамотности; 2 развитие творческого потенциала учащихся через занятия ИКТ; 3 выявление одаренных детей для дальнейшего обучения программированию в подростковом возрасте; 4 предоставление малообеспеченным семьям возможности дать своим детям полноценное дополнительное образование
Схема управления работой филиала Директор МОУ «Лицей 3» Директор МОУДОД «ЦДОД» Зам директора по УВР лицея 3 Зам директора по УВР ЦДОД Общее расписание Индивидуальные занятия Групповые занятия Режим работы филиала соответствует режиму работы школы
Значение расписания В большинстве школ уроки подобных филиалов выносятся за пределы основного расписания, на послеобеденное время. Но в этом случае теряется смысл сотрудничества: школа компьютерной грамотности автоматически уходит на 2-й план, на положение кружка, ее уроки представляются необязательными, их значение в детском сознании падает, далее – пропуски занятий, отставание от программы и заявления на отчисление.
Контроль учителя Хорошо, когда групповые занятия школы компьютерной грамотности органично включаются в основное расписание. Индивидуальные же дисциплины продолжительностью 0,5 часа вынесены за его пределы: преподаватели объединений работают по особому расписанию. Дети приходят на индивидуальные занятия из группы продленного дня. Здесь нельзя не отметить роль учителя начальных классов: это помощник педагогов филиала. Младшие школьники живут по звонку, а индивидуальные занятия у каждого в свое время – риск пропустить или опоздать велик. Школьный учитель имеет расписание всех уроков школы компьютерной грамотности и контролирует их посещение детьми своего класса. Это еще один момент заинтересованного сотрудничества – здесь уже на уровне учителей.
Итог Итак, все специальные занятия проводятся во время пребывания ребенка в общеобразовательной школе. С ч. дети свободны, впереди полдня для приготовления уроков, прогулки, спорта, занятий по интересам, отдыха. В таком случае довольны все: дети, родители, учителя.
Опыт совместной работы двух учебных заведений позволяет определить, что же дает интеграция всем субъектам образовательного процесса - школам, городу, обществу в целом.
Дети 1.Приобретают возможность получить дополнительное образование, не выходя из школьных стен. 2. Интегрированное расписание позволяет проводить уроки школы компьютерной грамотности в первую смену. У детей есть время на занятия по интересам (спорт, техническое творчество, искусство и др.). 3. Гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда комплекса, вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого.
Родители Получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным в одну смену (отпадает необходимость провожать ребенка в школу компьютерной грамотности и обратно, затрачивая на это рабочее или личное время).
Общеобразовательная школа 1. Практика 2-х школ под одной крышей должна привлечь внимание горожан. С начала работы в ней Филиала ЦДОД набор учащихся в первые классы осуществляется без проблем. 2. Школа приобрела специалистов высокого уровня (программистов, педагогов ДО разных профилей), которые активно участвуют в организации жизни всей школы (не только младшего звена). 3. Школа занимает лидирующее место среди 10 школ города по информационному воспитанию (результаты конкурсов городских, республиканских, Российских), что способствует укреплению ее авторитета и популярности в городе. 4. Расширяются и укрепляются контакты школы с учреждениями Высшего образования, что открыло новые возможности для профориентационной работы.
Школа компьютерной грамотности (ЦДОД) 1.Стабилизируется контингент учащихся. 2. Увеличивается нагрузка педагогов. 3. Расширяются и укрепляются контакты ЦДОД с учреждениями системы образования, что открывает новые возможности для воспитательной работы и методического совершенствования.
Общество 1.В городе появился очаг информационной культуры, создающий условия для нравственно-эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения. 2. Возникновение нового образовательного пространства объединило в себе учреждения образования. Общая работа сгладила границы общего и дополнительного образования. 3. Работа комплекса общеобразовательная школа – школа компьютерной грамотности дает другим школам пример решения застарелой проблемы, связанной с крайне малым количеством часов, отводимых учебными планами на предметы компьютерного цикла. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру компьютера правильно приобщаются и их родители. 4. Динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство, существующее вокруг комплекса, предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме через изучение компьютерных программ, для их идентификации как носителей информационной культуры и, в конечном итоге, для становления гражданской позиции и воспитания логически мыслящих школьников.
Алгоритм действий по созданию филиала ЦДОД, школы компьютерной грамотности
Два юридических лица приходят к соглашению о сотрудничестве. Учредитель дает принципиальное согласие на открытие в конкретной школе филиала. Школа компьютерной грамотности получает лицензию на право ведения образовательной деятельности в новом структурном подразделении. Вносятся изменения в Уставы обоих учреждений. Создаются локальные акты, регулирующие отношения сторон: Договор о совместной работе; Положение о филиале учреждения на базе средней школы.
Разрабатываются учебные планы филиала с учетом специфики избранного вида работы, существующих нормативов и санитарно- гигиенических требований, предъявляемых к учебному процессу. Комплектуются педагогические кадры для работы в филиале. Комплектуются кадры учащихся филиала. Составляется учебное расписание, учитывающее интересы двух сторон. Начинается учебный процесс.