Тема: «Роль здоровье сберегающих технологий в учебном процессе». учитель начальных классов ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы- интерната III-IV вида г. Армавира Калинина Лариса Николаевна
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». В. А. Сухомлинский.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогов к практической реализации идей здоровье сбережения. Сам термин «здоровье» в словаре Ожегова С.И. рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие. Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важнейших органов и систем организма. Поэтому, сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока.
Ребенка можно назвать здоровым, если он: в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме; в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; в нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен; в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться
Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихся Здоровье учащихся учебный план выбор УМК выбор программ уроки физкультуры спортивные секции и кружки досуговая деятельность взаимоотношения с одноклассниками отношение учителей здоровье учителей Организация занятий вид учебной деятельности технологии стиль преподавания отметка, оценка знаний объем домашних заданий Режим функционирования школы режим дня расписание учебных занятий питание санитарно- гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.) режим перемен
Уровень заболеваемости младших школьников за период обучения в школе
оборудование учебных кабинетов всем необходимым для работы - введение в уроки физической культуры специальных комплексов упражнений для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза; - контрастные коврики под ноги для профилактики плоскостопия и массажа стоп -гимнастика для глаз с помощью офтальмо тренажеров - обучение учащихся в режиме динамических поз с использованием конторок - режим движения наглядного материала конторки, контрастные коврики, разноуровневая школьная мебель, магнитная доска, офтальмотренажер на потолке, зрительные метки, переносное наборное полотно, оборудование медицинского кабинета, приобретение спортивного инвентаря. Технология В.Ф. Базарного Материально- техническое обеспечение Здоровьесберегающая педагогика на уроках Здоровьесберегающая педагогика во внеурочное время - закаливание - седативные и витаминизированные фиточаи - витаминизация питания - йодированная вода -динамическая пауза -пальчиковая и адаптационная гимнастика - освоение комплексов лечебной гимнастики, утренней зарядки Здоровьесберегающая педагогика дома - утренняя гимнастика -пешеходные прогулки, оздоровительный бег - домашний стадион, занятия спортом -закаливание -участие семьи в оздоровительных мероприятиях
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ по мнению, Сонькина В.Д.- это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащегося; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. «Только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование», как отметил академик Колесов Д.В.
Все ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ условно можно разделить на три группы : «технологии сохранения и стимулирования здоровья», «технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии». Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
ЦВЕТНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
Круги с различными фигурами
« Технологии сохранения и стимулирования здоровья»: физкульминутки – динамическая пауза для профилактики переутомления на уроке: пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти рук; артикуляционная гимнастика – упражнения для формирования правильного произношения;
гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения; дыхательная гимнастика – упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения состояния учащегося; релаксация – упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства;
гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
Использование на уроках : окружающий мир
На уроке математики
На уроке русского языка
Физминутки по методике сенсорно- координаторских тренажёров
Визуализация здоровья.(Сопровождение под музыку) «Водопад»
«Технологии обучения здоровому образу жизни»: урок физкультуры – организованная форма обучения 2 раза в неделю; урок ЛФК – система упражнений, направленная на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц; точечный массаж – проводится в осенне- зимний период для профилактики простудных заболеваний; коммуникативные игры – игры направленные на развитие коммуникативных навыков детей.
Точечный массаж
«Коррекционные технологии»: технология музыкального воздействия – музыкальное сопровождение, которое способствует коррекции имеющихся проблем в развитии, в процессе двигательной деятельности; сказкотерапия - используют для психологической и терапевтической помощи; технология коррекции поведения – игры с правилами, игры- соревнования, психотехнические освобождающие игры; психогимнастика – упражнения по специальным методикам; речевая гимнастика – упражнения на развитие грамотной речи без движений.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо
Работая 24 года в школе, я сделала вывод о том, что при комплексном использовании различных технологий можно добиться хороших результатов в повышении мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.
На каждом из проводимых мною уроков, коррекционных занятиях, динамических паузах, внеклассных мероприятиях для более эффективного достижения практических, общеобразовательных, развивающих, коррекционных целей, поддержания мотивации я использую ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость, не ограничивали двигательную активность детей, вызывали положительные эмоции, хорошее настроение. К этой работе я привлекла и родителей класса.
На родительском собрании мною проводятся беседы и практические занятия по обучению приемам формирования здорового образа жизни. Таким образом, я стараюсь давать детям и родителям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до их сознания мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.
Предлагаю элементы некоторых видов технологий, с помощь которых я прививаю своим ученикам полезные привычки и навыки благотворного воздействия на организм с целью поддержания двигательной и умственной активности, лучшей адаптации в социуме.
Зарядка-релаксация: Напряженье улетело, И расслаблено все тело. Будто мы лежим на травке, На зеленой мягкой травке. Греет солнышко сейчас, Руки теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Нам понятн6о, что такое Состояние покоя.
Дыхательная гимнастика: На одном вдохе произнести 5 – 10 звуков «ф», делая между ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из водопровода» или другие.
Гимнастика ортопедическая: Для начала по порядку - утром сделаем зарядку! И без всякого сомненья. Есть хорошее решенье - бег полезен и игра. Занимайся,детвора! Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься. От занятий физкультурой будет стройная фигура. Нам полезно, без сомненья все, что связано с движеньем. Вот, поэтому,ребятки,будем делать мы зарядку. Станем прямо, ноги шире,мяч поднимем – три-четыре, Поднимаясь на носки. все движения легки. Все движения разучим Станем крепче мы и лучше. Будем прыгать высоко, как кузнечики – легко. Обруч, кубики помогут гибкость нам развить немного Будем чаще наклоняться приседать и нагибаться.
Коммуникативные игры: Добрые слова не лень Повторять нам трижды в день. Кузнецу, ткачу, врачу – С добрым утром! – я кричу. Добрый день! – кричу я вслед Всем, идущим на обед. Добрый вечер! – так встречаю Всех, домой спешащих к чаю.
Психогимнастика: Ученики встают парами, лицом поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладони, другой – накрывает их. «Дети посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь по очереди скажите несколько слов друг другу, но нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»
Внедрение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся. Принцип «Не навреди!» должен стать принципом деятельности педагогов.
Будьте здоровы! Спасибо за внимание!