Адаптация как процесс в кадровом менеджменте Ткаченко Валерия Валерьевна студентка 2 курса факультета социологии и управления, направление подготовки «Менеджмент» РГУ имени С.А. Есенина
В современном кадровом менеджменте адаптация персонала понимается как приспособление сотрудника к новой социальной и профессионально й среде.
Адаптация новых работников к работе в организации является прямым продолжением процесса отбора.
Конечная цель процесса адаптации - скорейшая интеграция нового сотрудника в организацию, создание у него мотивации для дальнейшей успешной работы и тем самым повышение эффективности его деятельности.
Аспекты адаптации Корпоративная адаптация Для того чтобы начать работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности компании, например: Какое место занимает компания на рынке? Как идут дела? К чему стремится? Каковы стратегические цели и приоритеты компании? Кто является ключевыми клиентами? Кто основными конкурентами? Как осуществляется управление компанией? Кто принимает решения? Какова структура компании? Где какие подразделения расположены? Кто и в каком порядке подписывает документы? и т.д.
Социальная адаптация Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношений с коллегами. На этом этапе он знакомится с «атмосферой компании» – корпоративной культурой. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы: Какой стиль общения принят в коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный, комеди-клаб и т.п.)? Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям? У кого дети такого же возраста? У кого кошки/собаки/рыбки/птички? У кого похожие хобби, увлечения? Что можно / нельзя обсуждать в курилке, за обедом? К кому можно / нельзя обращаться за помощью, советом? и т.д.
Организационная адаптация. Обычно мы проводим на работе большую часть дня. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни / месяцы работы. Например: Где находится туалет? Где можно курить? Где находится столовая? Где можно разместить свои вещи? Как оформить постоянный пропуск? Кто настроит компьютер? Как здесь пьют чай / кофе? Можно ли принести свою кружку? Можно ли пить кофе на рабочем месте? Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату? Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату? и т.д.
Психофизиологическая адаптация Психофизиологическая адаптация Данный аспект в первую очередь включает приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях: Сменный график работы. График работы сдвинут. Длительные командировки. Проектная работа.
Техническая (технологическая) адаптация В каждой компании используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется: Запомнить новый пароль, привыкнуть к новой клавиатуре, настроить почтовую программу, обзавестись привычными закладками в «Избранном», занести нужные контакты в «Адресную книгу». Освоить новую модель телефона, факса, копира, брошюровщика и пр. Разобраться в внутрифирменной системе хранения информации, где что лежит, как называются нужные папки. Освоить специфическое производственное оборудование Освоить специфическое программное обеспечение (БД). и т.д.
Профессиональная адаптация Данный аспект адаптации связан непосредственно с профессиональной стороной деятельности сотрудника в организации. Самому сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы: Используемые в компании технологии и техники; Стандарты работы; Документация; Нормы, нормативы, технические требования; Перспективы профессионального и карьерного роста; Возможности обучения, повышения квалификации; Параметры оценки качества работы; и т.д.
Еще на собеседовании руководитель может понять, сможет ли новичок стать частью команды, понять и принять корпоративную культуру и этику.
Новичок может прийти сразу после института, не имея вообще никакого опыта работы. Такого сотрудника проще воспитать, и внушить ему правила. Но если новичок специалист, имеющий какой-то стаж работы, то, приходя в новую компанию, он «берет с собой» и все свои стереотипы деятельности, и собственный, не всегда подходящий для нового места работы, опыт. Новичок может прийти сразу после института, не имея вообще никакого опыта работы. Такого сотрудника проще воспитать, и внушить ему правила. Но если новичок специалист, имеющий какой-то стаж работы, то, приходя в новую компанию, он «берет с собой» и все свои стереотипы деятельности, и собственный, не всегда подходящий для нового места работы, опыт.
Важно помнить, что проведение адаптации сотрудников – необходимость для современных организаций. С помощью применения инструментов по адаптации и введения в курс дела новых сотрудников организация может решить множество управленческих проблем и существенно повысить результативность труда. Регулярное наставничество и человеческая поддержка еще никому не мешали. Важно помнить, что проведение адаптации сотрудников – необходимость для современных организаций. С помощью применения инструментов по адаптации и введения в курс дела новых сотрудников организация может решить множество управленческих проблем и существенно повысить результативность труда. Регулярное наставничество и человеческая поддержка еще никому не мешали.
Спасибо за внимание