Проект научно-методического сопровождения работы апробационных площадок Пермского края по направлению «Особенности преподавания учебных предметов и оценивания образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО» в 2013 г. Акулов А.А., начальник отдела сопровождения ФГОС Центр развития образования Пермского края
Одна из главных проблем методики структурирования предметного содержания учебных курсов это проблема выбора и построения задач и упражнений, включающих весь спектр видов интеллектуальной деятельности, что и определяет «пространство интеллектуального развития». Каким будет это пространство, зависит от характера предлагаемых (прямо или косвенно) заданий. Вторая, не менее сложная проблема, системное применение на каждом учебном занятии заданий и упражнений, направленных на освоение видов и форм интеллектуальной деятельности.
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять сравнение, классификацию и сериацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (отрицания); устанавливать причинно-следственные связи; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач (использовать знаково-символические средства).
Сериации [лат. series ряд) выстраивание объектов в порядке возрастания или убывания какого-либо признака. Сериация термин, используемый Ж. Пиаже для обозначения способности ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Действие сериации включает следующие операции: - выделение признака (одного или нескольких) при изменении его в ряду предметов, фигур; - выстраивание ряда объектов по изменяющемуся признаку; - формулировка выводов. Классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Любая серия строится на основе предварительной классификации. Но не всякая классификация является серией. Классификация: государства западные, восточные. Серия: Монако, Бельгия, Франция, Бразилия, Россия (признак- территория).
Типы заданий (индивидуальная и коллективная формы работы): 1.Найди «лишнее» (объект, процесс, формулировку….) 2. Раздели изображённые фигуры на группы по …… (функциям, значению в ….) 3. Чем похожи (различаются) примеры …..?
Реализация проекта Продукты деятельности: варианты рабочих учебных программ по математике, физике, химии, биологии, географии, истории и обществознанию, русскому языку и литературе; дидактические материалы для достижения и оценки метапредметных результатов обучения в сфере практического освоения методов познавательной деятельности. Ожидаемые результаты: доработка рабочих учебных программ по предметам основной ступени общего образования, апробация их и дидактических материалов для достижения и оценки метапредметных результатов в учебном процессе.
Проектные семинары Дидактические материалы для достижения и оценки метапредметных результатов предметного обучения в сфере практического освоения методов познавательной деятельности (установочный) Сравнение, сериация и классификация как базовые приемы познавательной деятельности (аналитический) Применение знаково-символических моделей и схем для решения учебно-познавательных задач. Презентация вариантов рабочих учебных программ по математике (установочный) Достижение и оценка метапредметных результатов предметного обучения на основе знаково-символических моделей и схем (аналитический).
Приемы и формы установления причинно- следственных связей учебных понятий, аргументации выводов. Презентация вариантов рабочих учебных программ по географии, физике, биологии и химии (установочный) Итоговый анализ комплектов дидактических материалы для достижения и оценки метапредметных результатов предметного обучения в сфере практического освоения методов познавательной деятельности (аналитический). Презентация вариантов рабочих учебных программ по истории и обществознанию, русскому языку и литературе. Консультации Редактирование рабочих учебных программ, методических разработок, дидактических материалов участников апробации Разработка методических материалов для практического освоения методов познавательной деятельности сотрудниками ЦРО ПК
Метапредметные задания ГИА 2012 Федеральный институт педагогических измерений Рохлов, МИОО, Москва; В 2012 г. государственная (итоговая) аттестация (ГИА) выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме проводилась в большинстве субъектов РФ. Традиционно содержание экзаменационной работы определялось на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от г. 1089) в соответствии с зафиксированными в нем требованиями к уровню подготовки выпускников. Задания проверяли не только предметные знания и умения, но и общеучебные умения, навыки и способы деятельности, в первую очередь познавательной, а также информационно- коммуникативной.
При разработке инструментария для итоговой аттестации основной акцент был сделан на проверке следующих умений: применять знания для объяснения процессов и явлений природы; объяснять родство, общность; распознавать на рисунках; выявлять изменчивость. Особое место занимали задания, проверяющие умение выпускников работать с текстовой, табличной и графической информацией. Экзаменационная работа предусматривала проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями, навыками, способами деятельности на разных уровнях: распознавание, воспроизведение, преобразование, самостоятельное объяснение, сравнение, применение знаний и умений в различных контекстах.
На базовом уровне проверялось преимущественно умение распознавать по описанию или изображению типичные объекты или их части, процессы, явления; давать определения и применять в заданном контексте основные понятия и термины. На повышенном уровне проверялась способность осуществлять более сложные интеллектуальные действия: сравнивать, описывать, классифицировать объекты, процессы и явления. На высоком уровне проверялось умение выпускников основной школы применять знания для объяснения и прогнозирования явлений и процессов, устанавливать причинно- следственные и структурно-функциональные связи, формулировать и аргументировать собственные выводы.
Наибольшие затруднения вызывает: - умение читать и понимать прочитанное; -установление последовательности процессов и явлений; -соотнесение объектов (или процессов) и их признаков; -умение применять знания в повседневной жизни; -определение порядка проведения практической работы и эксперимента.
Оптимизация текущего и рубежного контроля образовательных достижений учащuxся При проведении очередного запланированного рубежного контроля целесообразно: использовать задания, аналогичные экзаменационным. Учителю следует заранее формировать собственный банк заданий, позволяющий выстроить для каждого ученика индивидуальную образовательную траекторию подготовки к выпускному экзамену. Целесообразно обговорить с каждым школьником этапы подготовки, даты промежуточных аттестаций, способы оценки успешности их выполнения, т.е. сделать так, чтобы подготовка проводилась максимально осознанно. Часто выбор правильного ответа зависит от внимательного прочтения задания. Учителю следует ориентировать школьников на осмысление и детальный анализ прочитываемых текстов. Выбор правильного ответа из числа предложенных требует аналогичных интеллектуальных операций Для подготовки к выполнению заданий с рисунками важно научить школьников внимательному рассматриванию как всего объекта, так и его отдельных деталей.
Пример индивидуальной карты cформированности УУД ФИО Уче ника Тип задания, выполнено/невыполнено базового уровня (распознавать по описанию или изображению типичные объекты или их части, процессы, явления) повышенного уровня (сравнивать, описывать, классифицировать объекты, процессы и явления) высокого уровня (устанавливать причинно-следственн. связи, формулировать и аргументировать выводы, применять знания для объяснения явлений) Узна вание от рица ние исполь зова ние ри сунков зна ние тер ми нов Вы бор нес коль ких пра виль ных ответов Клас си фи кация Сери ация опреде ление после Дова тель ности форму лиров ка и аргу менти рова ние выводов Приме нение знаний для объяс нения Н.Н. 50% ВНВНВНВНВН
Примеры заданий базового уровня Знание терминов Андреева А.Е. / Под ред. Андреевой Н.Д., Трайтака Д.И. Биология. Введение в естественные науки: 5 кл. – М.: Мнемозина, Запишите в тетрадь незнакомые слова (термины), узнайте их значение Примеры заданий повышенного уровня Классификация Разделите текст на смысловые части и придумайте название к каждой. Сериация Биология: 5 класс /Сухова Т.С., Строганов В.И. - М.:Вентана-Граф, 2012.
Примеры заданий высокого уровня Формулировка и аргументирование выводов Биология: 5 класс /Пономарева И.Н. и др.- М.:Вентана-Граф, Применение знаний для объяснения Андреева А.Е. / Под ред. Андреевой Н.Д., Трайтака Д.И. Биология. Введение в естественные науки: 5 кл. – М.: Мнемозина, Почему науки о природе взаимосвязаны?