КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ Реформирование системы бюджетных платежей 28 февраля 2013 года
Текущая система бюджетных платежей P2G G2P ЕКС G2G Банк России Счета территориальных органов ФК в Банке России Счета ЦА ФК в Банке России B2G G2B Счета территориальных органов ФК, в кредитных организациях Кредитные организации
Предпосылки и цели развития системы бюджетных платежей Предпосылки Многочисленные счета, открытые Федеральному казначейству, в учреждениях Банка России и кредитных организациях (более 77000); Ограниченный перечень инструментов для размещения свободных остатков денежных средств, а также отсутствие механизмов размещения средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований; Недостаточная оперативность распределения и аккумулирования (мобилизации) средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в отдельных случаях до 3-х дней); Значительный объем операций с наличными денежными средствами. Цели Сокращение количества счетов, открытых органам Федерального казначейства, и создание условий для использования современных банковских платежных технологий с применением форм безналичных расчетов; Повышение эффективности управления свободными денежными средствами бюджетов бюджетной системы РФ и осуществления расчетов в секторе государственного управления; Сокращение сроков распределения и аккумулирования денежных средств; Минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления. 3
В концепции учтены: Положения раздела XI «Реформирование системы бюджетных платежей» Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от –р; Положения Общих принципов развития программ бюджетных платежей, разработанных Всемирным Банком; Передовые практики ведущих мировых экономик в процессе становления и развития системы бюджетных платежей (США, Германия, Бразилия, Франция, Канада, Великобритания). 4
Основные направления реформирования системы бюджетных платежей Ускорение распределения поступлений в бюджетную систему РФ между бюджетами; Применение всех форм безналичных расчетов. Таргетирование остатков средств сектора государственного управления; Поддержание ликвидности кредитно- финансовой системы РФ; Извлечение дополнительного дохода от управления свободными остатками денежных средств; Покрытие кассовых разрывов бюджетов бюджетной системы РФ. Предоставление информации плательщику о задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по принципу «одного окна»; Возможность оперативного квитирования начисления и фактической оплаты. Повышение доступности осуществления платежей за счет применения современных технологий, в том числе с использованием электронных денежных средств и мобильных устройств; Создание условий для электронного санкционирования и оплаты на основании документов, предоставляемых в электронном виде. Повышение открытости и доступности операций со средствами организаций сектора государственного управления Корреспондентский счет 2. Управление свободными остатками денежных средств 3. Электронные платежные сервисы 4. Развитие ГИС ГМП 5. Минимизация наличного денежного обращения
Направление 1. Корреспондентский счет Целевая архитектура Кредитные организации Корреспондентский счет Федерального казначейства в Банке России ЕКС G2G Счета в главной книге Федерального казначейства P2G G2P B2G G2B АКТИВ Баланс ФК ПАССИВ Баланс ФК 6 Банк России 40116
Корреспондентский счет ТОФК 1 Направление 1. Корреспондентский счет Этапы развития Банк России Корреспондентский счет ТОФК 2 Корреспондентский счет ТОФК ЕКС G2G ЕКС G2G Единый корреспондентский счет Федерального казначейства ЭТАП IЭТАП II ТОФК 84 ТОФК 2 ТОФК 1
Направление 2. Управление свободными остатками денежных средств Таргетирование остатков - управление размером ежедневного сальдо на корреспондентском счете путем мониторинга обязательств Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Составление платежного календаря; Прогнозирование остатка денежных средств на корреспондентском счете; Размещение временно свободных денежных средств в финансовые инструменты в соответствии с политикой Банка России в области регулирования денежно-кредитного обращения; Предоставление краткосрочных бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. 8
Мировой опыт размещения свободных средств по данным Всемирного банка 9 Экономики Управление остатками Инструменты Организации, принимающие участие Депозит в Банках Покупка\ продажа ценных бумаг Кр. срочные кредиты ИныеМинфинКазначействоЦБ ВьетнамДа + + ХХ КитайДа + +Х Х Китай, ГонконгДа + Х Китайский ТайбэйДа ++ ХХ МексикаДа + ХХХ Новая ЗеландияДа ++ + Х ПеруДа + Х Республика КореяДа + РоссияДа + ХХХ СингапурДа + Х СШАДа ++ + Х ТаиландДа +Х ФилиппиныДа + Х ЧилиДа ++ +Х
Направление 3. Развитие электронных платежных сервисов 10 Развитие условий для расчетов с организациями сектора государственного управления и бюджетами бюджетной системы РФ, с применением перевода денежных средств по требованию получателей средств (прямое дебетование). Создание условий для осуществления расчетов населения с организациями сектора государственного управления и с бюджетами бюджетной системы РФ с использованием: Мобильных переводов; Электронных денежных средств; Платежных карт.
Направление 3. Развитие электронных платежных сервисов 1. Идентификация, авторизация, аутентификация. 2. Выставление электронного счета-фактуры. 3. Электронный счет-фактура 4. Акцепт электронного счета-фактуры. Формирование заявки на оплату 5. Информация об оплате 4. Акцептованный электронный счет- фактура 5. Информация об оплате 4. Акцептованный электронный счет-фактура Участие в торгах. Заключение контрактов Проведение торгов. Заключение контрактов 3. Электронный счет-фактура - Предполагаемая схема электронного документооборота, в дополнение к действующей - Действующая схема электронного документооборота Федеральное казначейство Операторы электронного документооборота, электронные торговые площадки Государственный заказчик, иные заказчики Поставщик товаров и услуг Общероссийский официальный сайт закупок Электронные торговые площадки 11 Кредитные организации
Направление 4. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах 1. Начисленная задолженность с уникальным ID 2. Информация о начислениях 4. Оплата услуг с уникальным ID 7. Перечисление средств 8. Подтверждение зачисления средств 9. Квитированные платежи и начисления 10. Квитированные платежи и начисления 3. Информация о начислениях 10. Квитированные платежи и начисления 5. Информация о начислениях 6. Информация об оплате 4. Оплата услуг с уникальным ID Физические и Юридические лица Банк России Администраторы доходов Федеральное казначейство Платежные системы, Кредитные организации Портал государственных услуг 12 ФОИВ, РОИВ, ОМСУ Юридические лица
Направление 4. Преимущества Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах Общественный эффект оперативное повышение информированности плательщиков и упрощение процедуры оплаты: Для граждан и организаций: Оперативное получение полной и достоверной информации по принципу «одного окна» о наличии обязательств перед бюджетами бюджетной системы РФ и организациями, оказывающими государственные и муниципальные услуги; Возможность своевременного исполнения обязательств по уплате; Контроль произведенных платежей и квитирования начисления / погашения задолженности. Повышение собираемости доходов – обеспечение полноты и своевременности поступления соответствующих платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и организаций сектора государственного управления: Для главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов: Сокращение затрат на администрирование поступлений; Сокращение объема невыясненных поступлений; Сокращение сроков между начислениями и фактами оплаты. 13
ГИС ГМП завтра - сервис «Узнай свою задолженность» 14 ГИС ГМП Физические и Юридические лица 1. Запрос информации о начислениях 2. Возврат информации о начислениях «Узнай свою задолженность» 1. Информирование граждан о начислениях в любое время. 2. Доступ из любой точки мира к данным с использованием сайта Казначейства России в сети «Интернет», единого портала бюджетной системы, иных порталов оператором которых является Казначейство России. Результат: информированность граждан о своих обязательствах перед бюджетом
ГИС ГМП послезавтра – сервис «Оформи платеж правильно» 15 ГИС ГМП ФК 1. Запрос информации о начислениях Физические и Юридические лица 2. Запрос информации о начислениях 3. Начисления 4. Формирование платежа на оплату начисления «Оформи платеж правильно» Помощь в правильном оформлении платежного документа. Результат: Снижение объема невыясненных поступлений, и как следствие повышение скорости зачисления и распределения доходов и снижение затрат на администрирование.
ГИС ГМП после-послезавтра – сервис «Плати легко!» 16 ГИС ГМП Банк ФК Банк 1. Запрос информации о начислениях Физические и Юридические лица 2. Запрос информации о начислениях 4. Выбор банка для оплаты 3. Начисления 5. Указание обслуживающего банка для оплаты 6. Перенаправление для оплаты начисления через выбранный онлайн-банк 7. Передача информации об уплате «Плати легко!» Использование каталога систем электронного документооборота (Клиент- Банк) банков-участников ГИС ГМП (включая филиальную сеть), участвующих в предоставлении такой услуги. Результат: ускорение скорости исполнения обязательств перед бюджетом
Направление 5. Минимизация наличного денежного обращения Мировой опыт год - Правительство Великобритании начало программу по правительственным закупочным картам; гг. - Участниками программы стали более 580 общественных организаций; Начиная с 2003 года данная система получила распространение на все общественные организации в Великобритании, при осуществлении государственных закупок и оплаты командировочных расходов государственными служащими; В 2007 году были созданы условия по приему общественными организациями карт для сбора государственных и муниципальных платежей.
Направление 5. Минимизация наличного денежного обращения. Мировой опыт Карта MasterCard по закупкам Правительства (англ. MasterCard Government Purchasing Card): Управление расходованием физических лиц, департаментов и агентств. Карта MasterCard для командировочных расходов (англ. MasterCard Government Travel Card): Максимальная гибкость и существенный контроль за командировочными расходами. Карта MasterCard для автомобильных расходов (англ. MasterCard Government Fleet Card): Контроль расходов на топливо и ремонт. Карта MasterCard для расходов Администрации по общим услугам (англ. GSA SmartPay): Трансформация закупок Федерального Правительства. Интегрированная карта MasterCard для Правительства (англ. MasterCard Government Integrated Card): Карта на разные расходы. Увеличение эффективности расчетов, упрощение системы. Предоплаченная дебетовая карта MasterCard для Правительства (англ. Prepaid Debit MasterCard Government Card): Выполнение защищенного и эффективного расходования. PayPass Карта MasterCard (англ. MasterCard PayPass): Удобные технологии Tap and Go для выполнения расходов (без ввода PIN и подписания слипов). MasterCard обеспечивает различными видами платежных карт Федеральные агентства США. 18 Эмитируется широкий ассортиментный ряд предоплаченных и частично-предоплаченных карт
Направление 5. Минимизация наличного денежного обращения Казначейство России – эмитент корпоративных платежных карт Необходимые мероприятия Получение принципиального (высший уровень) членства в международных платежных системах; Установление прямых корреспондентских отношений с расчетными банками платежных систем. Достигаемый эффект - минимизация наличного денежного обращения; - повышение открытости и доступности операций со средствами организаций сектора государственного управления. Кредитные организации Эквайеры Федеральное Казначейство Эмитент Платежные системы Поставщики товаров и услуг Держатель корпоративной карты - Сотрудник ПБС, Учреждения Авторизованный запрос Акцепт операции 19
Направление 5. Минимизация наличного денежного обращения Казначейство России – эквайер корпоративных платежных карт Необходимые мероприятия Получение принципиального (высший уровень) членства в международных платежных системах; Установление прямых корреспондентских отношений с расчетными банками платежных систем. Достигаемый эффект - минимизация наличного денежного обращения; - повышение открытости и доступности операций со средствами организаций сектора государственного управления. Кредитные организации - эмитенты Федеральное казначейство - Эквайер Платежные системы 20 Поставщик товаров и услуг – клиент Казначейства России Установка терминалов (интернет – платежного шлюза) клиентам Казначейства Банк России Перевод денежных средств Осуществление платежа с использованием платежных карт
Предварительный этап – 2013 год. Утверждение Концепции реформирования системы бюджетных платежей; Подготовка изменений в нормативно – правовую базу, в частности Бюджетный кодекс, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», иные федеральные законы; Согласование плана совместных мероприятий с Банком России. Этап I – годы. Внесение изменений в нормативную базу; Формирование системы корреспондентских счетов УФК; Формирование новых механизмов обеспечения клиентов ФК наличными денежными средствами; Модернизация автоматизированной системы учета, обеспечивающая функционирование корреспондентских счетов территориальных органов; Перевод на обслуживание в Федеральное казначейство счетов Пенсионного фонда, ФОМС и других фондов. Этап II – годы. Открытие корреспондентского счета Казначейству России; Завершение внедрения новых механизмов управления временно свободными остатками денежных средств на корреспондентском счете. Основные этапы реформирования системы бюджетных платежей 21
Количественные результаты реформирования системы бюджетных платежей к 2018 году Уменьшение количества счетов открытых в Банке России и кредитных организациях с до нескольких банковских счетов. Рациональное использование остатков на счетах рассчитанных с учетом ежедневной потребности для кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Снижение наличного денежного обращения – доля средств, перечисленных на платежные карты в общем объеме выплат увеличится по платежам федерального бюджета с 75% до 90% (прогноз), по субъектам РФ с 50% до 75% (прогноз). Сокращение срока проведения операций по платежам клиентов, совершаемым в электронном виде до 1 операционного дня. Сокращение времени зачисления платежей в бюджеты бюджетной системы РФ до 1 операционного дня. 22
КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ Спасибо за внимание! Каждая копейка на едином счете 23