ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ» «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ» Налоговое стимулирование геологоразведочных работ
Затраты компаний на геологоразведку в 2011 году Российские компании Источник: отчеты компаний за 2011 г.
Структура налогообложения 1 тонны нефти в Российской Федерации Государство - главный интересант в активной геологоразведке для сохранения налоговых поступлений от добычи нефти В случае падения добычи до млн. т. потери бюджета (НДПИ, таможенные пошлины, налог на прибыль, налоги и отчисления с ФЗП и пр.) от компаний ТЭК и смежных отраслей промышленности и сферы услуг могут приблизиться к 1,5 трлн. руб. в год Источник: Институт Гайдара. Расчет сделан для цены Urals 109.5$ FOB
Основные параметры в Энергетической стратегии России на период до 2030 года Стратегия ЭС-2030 и Генеральная схема развития нефтяной отрасли России предусматривают увеличение запасов нефти на млрд. т. в ближайшие 20 лет Уровень добычи нефти по ЭС-2030 требует инвестиций в геологоразведку – не менее 250 млрд. рублей в год Недофинансирование ГРР за последние 3 года уже составило ~ 450 млрд. рублей Нельзя ставить воспроизводство минерально-сырьевой базы в зависимость от цен на нефть млрд. руб.
Государственное стимулирование геологоразведочных работ в зарубежных странах В России механизм налогового стимулирования ГРР отсутствует Прямое финансирование ГРР Косвенное стимулирование ГРР Финансирование геологоразведочных работ, заказчиком которых выступает государство Оплата части расходов на разведку, эквивалентной государственной доле в собственности (Прямая финансовая доля государства – SDFI) - Норвегия Льготные режимы налогообложения – Узбекистан Стимулирующие налоговые вычеты прямое списание всех затрат на поисково-разведочные работы – Канада, Великобритания возмещение понесенных расходов на ГРР – до 78% - Норвегия Привлечение финансирования ГРР под залог налоговых возмещений – Норвегия Установление в лицензии обязательств по доле использования национальных подрядчиков при ведении работ – Бразилия Создание венчурных фондов и страхование рисков Формы государственного стимулирования ГРР
Стимулирующий налоговый вычет Налоговый вычет на ГРР – мировая практика дополнительного механизма софинансирования геологоразведочных работ Угольная отрасль в России – механизм налогового вычета из суммы НДПИ на сумму расходов осуществленных (понесенных) налогоплательщиком связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля
Налоговый вычет из суммы НДПИ по понесенным затратам на ГРР Предлагается установить обязательные отчисления на ГРР для нефтяных компаний в размере 500 рублей с каждой тонны нефти. Данная величина будет сформирована из двух источников: 200 рублей с тонны нефти будут направлены на ГРР из действующих отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых 300 рублей с тонны – увеличение налога на добычу полезных ископаемых для целевого финансирования ГРР Установить вычет по налогу на добычу полезных ископаемых для нефтегазовых компаний в размере финансирования недропользователями геологоразведочных работ, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Размер вычета долен быть фиксированным и не зависеть от цены нефти. Это позволит сделать защищенной статью расходов на ГРР 100 млрд. рублей: дополнительное финансирование со стороны государства из текущего объема сбора НДПИ. 75 млрд. рублей: вернутся в бюджет всех уровней налогами от нефтесервисных компаний и из смежных отраслей промышленности и сферы услуг 50 млрд. рублей: увеличение расходов нефтяных компаний на ГРР, в дополнение к существующим 100 млрд. рублей ежегодно 150 млрд рублей: ежегодное недофинансирование ЭС-2030
Налоговое стимулирование геологоразведочных работ Текущий размер НДПИ ( руб. т.) Финансирование из текущего объема НДПИ Финансирование из дополнительного объема НДПИ Сегодня в России механизм налогового стимулирования ГРР отсутствует Наши предложения
Схема администрирования НДПИ на углеводородное сырье 1.Предоставление декларации по НДПИ (в декларации указаны коды льгот и суммы вычетов) 2. Камеральная налоговая проверка В рамках КНП налоговая инспекция имеет право: -запросить у компании- недропользователя документы, подтверждающие понесенные затраты на ГРР; -осуществить запросы в Роснедра и Ростехнадзор для подтверждения применения льгот. 3.1 Решение налоговой инспекции о принятии суммы расходов на геологоразведочные работы к зачету по НДПИ 3.2 Решение налоговой инспекции об отказе (частичном отказе) принятии суммы расходов на геологоразведочные работы к зачету по НДПИ Налогоплательщик – компания-недропользователь опционально
Синергетический эффект от увеличения финансирования ГРР Государство Нефтяные компании Нефтесервисные компании Налоговый вычет Металлургия Машиностроение Производство строительных материалов Логистика и транспорт Сфера услуг Налоговые поступления Легкая промышленность Потери государства 100 млрд. руб. Свыше 80 млрд. руб.
Государству Рост капитализации страны. Открытие и разведка новых месторождений сформируют Фонд будущих поколений; Создание до 100 тыс. дополнительных рабочих мест в нефтесервисе и смежных отраслях Освоение отдаленных территорий России. Геологоразведка обеспечивает развитие инфраструктурных проектов Сохранение в среднесрочной перспективе необходимого уровня добычи нефти. В случае падения добычи до млн. т. потери бюджета могут приблизиться к 1,5 трлн. руб. в год Нефтяным компаниям Прирост запасов за счет новых месторождений, а не переоценки старых Доступ к передовым методикам поиска углеводородов. Развитие высоких технологий в нефтесервисе. Стимулирование геологоразведки выгодно
Разработать механизм налогового вычета на ГРР из суммы НДПИ при добыче углеводородного сырья (за исключением газа) Утвердить Перечень геологоразведочных работ, затраты по которым, понесенные налогоплательщиком – компанией-недропользователем, принимаются к вычету из суммы НДПИ. Предложения в Правительство РФ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ