Тема: «Морфология». (повторение в конце года) Автор: Элина Кучеренко Предмет: русский язык Класс: 5 класс Преподаватель: Р. Изюмская / III группа
Учитесь с улыбкой, Шутите, учась! Любая ошибка Исчезнет, боясь Веселой науки И радостных глаз. Учитесь без скуки – Пора! В добрый час!
Разминка Компетентное жюри из пяти человек собралось для проведения турнира, который проходит в несколько этапов под знаменем Грамматического Совета. Почему жюри состоит из пяти человек? О какой стране идет речь? Выпиши из предложения примеры известных тебе частей речи (в начальной форме)
Проверь себя Существительные: жюри, человек, проведение, турнир, этап, знамя, совет Прилагательные: компетентный, грамматический Числительное: пять Местоимения: который, несколько Глаголы: собраться, проходить Какие части речи относятся к именам? Что их объединяет? Что ты можешь рассказать о существительных жюри? знамя?
Выступает наш дружный пятый класс. Задания: 1. Разбери по членам предложения. 2. Выполни письменный морфологический разбор каждого слова, входящего в предложение. Вопросы: Чем имена отличаются от глагола? Чем местоимение отличается от остальных знаменательных частей речи по своему значению?
«Картинная галерея» (испытание первое) Тебе предстоит записать в тетради названия картин, которые ты видишь. Непременное условие выполнения данной работы: названием картины должен быть обязательно фразеологизм.
Краткий смысл фразеологизмов, «спрятанных» в картинках: 1.Как говорят об очень большой тесноте в помещении? 2.Как говорят об удачливом, счастливом человеке? 3.Как говорят о том, кто оказался в смешном положении?
Задания: 1. Укажи падежи именных частей речи. 2. Определи спряжение и наклонение глаголов. 3. Подбери фразеологизм- синоним к 1 и 3 примерам. Проверь себя: 1. Д.п., П.п., В.п спр.; инфинитив; 2спр., изъявит.; 1 спр., изъявит.. 3. Как сельди в бочке; попасть в просак.
Задание выполнено хорошо! Оцени свою работу, записав фразеологизмы, в которые входят имена числительные. Переделай предложения: Ты выполнил(а) работу очень быстро. Ты устал(а), так как работал(а) очень старательно, прилежно.
Проверь себя: Охарактеризуй названные числительные. Какие числительные склоняются, как существительные, а какие – как прилагательные? в один миг, в одно мгновенье до седьмого пота
«Фразеологический зверинец» (испытание второе) Запиши фразеологизмы, в состав которых входят названия изображенных здесь зверей и птиц.
Внимание! Задание: Подчеркни в записанных фразеологизмах притяжательные прилагательные. Определи, притяжательным или качественным является прилагательное «собачий» во фразеологизме «собачий холод». Докажи свою точку зрения. Вопрос: Что общего между притяжательными прилагательными и притяжательными местоимениями и чем они различаются?
«Музей народной мудрости» (испытание третье и последнее) Здесь собраны русские пословицы и поговорки. Твоя задача: припомнить подходящую пословицу или поговорку согласно краткому описанию жизненных ситуаций и записать их.
Дружили две девочки. Всем казалось, что они настоящие подруги. И вот однажды они купались в реке и одна из них стала тонуть. Другая, вместо того, спасать ее, испугалась и бросилась бежать. Какую народную мудрость она забыла и какое народное наблюдение подтвердила своим поступком?
Мальчик сел готовить уроки, но увидел, что товарищи во дворе играют в мячь, и присоединился к ним. Утром с невыученными уроками он явился в класс и получил двойку. Учитель поинтересовался, открывал ли мальчик дома учебник, после чего сказал:... Что же сказал учитель?
Внимание! Задания: Доблестные рыцари в пословицах и поговорках «Сам погибай, а товарища выручай» «Без дела жить – только небо коптить» определяют наклонение глаголов и падеж имен существительных Прекрасные дамы в ответе «что посеешь, то и пожнешь» находят местоимения, определяют их разряды, аргументируют свое мнение.
Не хочется прощаться! Возвращайтесь! Читайте заново и открывайте вновь, И вместе с нами постигать старайтесь Величие и смысл русских слов!