Организация военизированной составляющей кадетского образования в ГОУ «Костромская областная кадетская школа-интернат»
Базовые процессы кадетского образования 1. Воспитательный процесс ( его своеобразие в пяти направлениях кадетской педагогики, которые являются ее столпами: Вера и верования, Заветы и традиции, Инструментальные концепции, Нравы и манеры, Символы и ритуалы ). 2. Учебный процесс ( подготовка по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку, практические полевые занятия с воспитанниками 6 – 8 и 10 классов.). 3. Организация жизнедеятельности.
Военизированная составляющая предусматривает: предусматривает: деление воспитанников по возрасту на роты (параллель, параллели классов), рот - на учебные взводы (классы); деление воспитанников по возрасту на роты (параллель, параллели классов), рот - на учебные взводы (классы); наличие кадетской формы одежды и форменной одежды воспитателей; наличие кадетской формы одежды и форменной одежды воспитателей; уставные отношения; уставные отношения; неотъемлемая часть кадетского образования, определяющая уклад кадетской жизни наличие института младших командиров с выделением их прав и обязанностей, определением системы подготовки, введением церемонии присвоения специальных кадетских званий; наличие института младших командиров с выделением их прав и обязанностей, определением системы подготовки, введением церемонии присвоения специальных кадетских званий;
Военизированная составляющая использование военизированных норм и ритуалов (доклады, обращения, приветствия, внутренний наряд, посвящение в кадеты, ритуал вручения Знамени, ритуал праздника День корпуса); использование военизированных норм и ритуалов (доклады, обращения, приветствия, внутренний наряд, посвящение в кадеты, ритуал вручения Знамени, ритуал праздника День корпуса); проведение парадов, строевых смотров, практических полевых занятий и других мероприятий военизированного характера. проведение парадов, строевых смотров, практических полевых занятий и других мероприятий военизированного характера.
Военизированная составляющая определенный порядок размещения кадет в спальном корпусе; определенный порядок размещения кадет в спальном корпусе; наличие в распорядке дня в качестве режимных элементов утренней физической зарядки, утреннего осмотра, вечерней поверки; наличие в распорядке дня в качестве режимных элементов утренней физической зарядки, утреннего осмотра, вечерней поверки;
Военизированная составляющая Организационные механизмы военизированной составляющей: внутренний порядок; внутренний порядок; дисциплина; дисциплина; корпусные мероприятия; корпусные мероприятия; строевая подготовка. строевая подготовка.
Внутренний порядок Это строгое соблюдение определенных правил размещения, повседневной деятельности, быта кадет и дежурства по кадетской школе Это строгое соблюдение определенных правил размещения, повседневной деятельности, быта кадет и дежурства по кадетской школе Внутренний порядок достигается: Глубоким пониманием, сознательным и точным выполнением всем кадетами обязанностей, определенных законами и Уставом кадетской школы. Глубоким пониманием, сознательным и точным выполнением всем кадетами обязанностей, определенных законами и Уставом кадетской школы. Целенаправленной воспитательной работой, сочетанием высокой требовательности офицеров воспитателей с постоянной заботой о подчиненных и сохранения их здоровья. Целенаправленной воспитательной работой, сочетанием высокой требовательности офицеров воспитателей с постоянной заботой о подчиненных и сохранения их здоровья. Четкой организацией учебного процесса. Четкой организацией учебного процесса. Образцовым дежурством по школе. Образцовым дежурством по школе. Точным выполнением распорядка дня. Точным выполнением распорядка дня. Созданием в местах расположения кадет условий для их повседневной деятельности, жизни и быта, отвечающих требованиям уставного порядка. Созданием в местах расположения кадет условий для их повседневной деятельности, жизни и быта, отвечающих требованиям уставного порядка. Соблюдением требований пожарной безопасности, а также принятием мер по охране окружающей среды на территории кадетской школы. Соблюдением требований пожарной безопасности, а также принятием мер по охране окружающей среды на территории кадетской школы.
Внутренний порядок Внутренний порядок определяет: общие права и обязанности кадет и сотрудников корпуса, работающих в рамках военизированной составляющей; общие права и обязанности кадет и сотрудников корпуса, работающих в рамках военизированной составляющей; взаимоотношения между ними и кадет между собой; взаимоотношения между ними и кадет между собой; общие обязанности основных должностных лиц корпуса и подразделений; общие обязанности основных должностных лиц корпуса и подразделений; правила внутреннего порядка правила внутреннего порядка
Внутренний порядок Регулирование деятельности происходит на основе разработанной документации: Перечень специальных званий воспитанников и сотрудников кадетских корпусов; Перечень специальных званий воспитанников и сотрудников кадетских корпусов; Положение о специальных званиях в кадетских корпусах; Положение о специальных званиях в кадетских корпусах; Положение об институте младших командиров; Положение об институте младших командиров; Книга почетных посетителей; Книга почетных посетителей; Порядок проведения опроса кадет и сотрудников корпуса; Порядок проведения опроса кадет и сотрудников корпуса; Оборудование помещений (мест) для выполнения обязанностей суточным и дневным нарядом; Оборудование помещений (мест) для выполнения обязанностей суточным и дневным нарядом; Исторический формуляр (История кадетского корпуса); Исторический формуляр (История кадетского корпуса); Формы документов, ведущихся в роте. Формы документов, ведущихся в роте. Перечни примерных надписей на дверях помещений, у входов в здания и их оформление; Перечни примерных надписей на дверях помещений, у входов в здания и их оформление; Требования пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности. Перечень вопросов по организации жизнедеятельности кадетского корпуса, излагаемых в приказе директора кадетского корпуса на новый учебный год. Перечень вопросов по организации жизнедеятельности кадетского корпуса, излагаемых в приказе директора кадетского корпуса на новый учебный год.
Дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми кадетами порядка и правил, установленных законами, Уставом кадетской школы, законами кадет, приказами директора, офицеров- воспитателей и младших командиров. Дисциплина Дисциплина основывается на осознании каждым долга, личной ответственности за защиту своего Отечества и строится на правовой основе и уважении человеческого достоинства военнослужащих. Дисциплина Основным методом воспитания у кадет высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применение мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своих обязанностей.
Дисциплина сущность дисциплины; сущность дисциплины; обязанность кадет и сотрудников по ее соблюдению; обязанность кадет и сотрудников по ее соблюдению; поощрения и меры общественного воздействия; поощрения и меры общественного воздействия; права командиров (начальников) по их применению; права командиров (начальников) по их применению; порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Дисциплина в кадетских корпусах определяет: Документы дисциплинарной практики Книга почета; Книга почета; Карточка поощрений (портфолио); Карточка поощрений (портфолио); Книга обращений (предложений. заявлений или жалоб); Книга обращений (предложений. заявлений или жалоб); Перечень проступков кадет; Перечень проступков кадет; Перечень грубых дисциплинарных проступков. Перечень грубых дисциплинарных проступков. Положение о наградном кадетском знаке Положение о наградном кадетском знаке
Корпусные мероприятия Ритуал подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации; Ритуал подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации; Ритуал вручения корпусного Знамени; Ритуал вручения корпусного Знамени; Ритуал прощания с корпусным Знаменем; Ритуал прощания с корпусным Знаменем; Ритуал принятия в кадетский корпус вновь поступивших воспитанников; Ритуал принятия в кадетский корпус вновь поступивших воспитанников; Ритуал посвящения в кадеты Ритуал посвящения в кадеты Корпусные мероприятия регламентирует проведение корпусных мероприятий с участием кадет, регламентирует участие кадет в общественных мероприятиях. Церемония проведения последнего звонкаЦеремония проведения последнего звонка Церемония проведения совместного выпуска всех кадет и курсантовЦеремония проведения совместного выпуска всех кадет и курсантов Церемония проведения праздника День корпусного знамениЦеремония проведения праздника День корпусного знамени Корпусной праздник кадетского корпусаКорпусной праздник кадетского корпуса Храмовый праздник кадетского корпусаХрамовый праздник кадетского корпуса
Строевая подготовка Содержание: строевые приемы и движения; строи подразделений и корпусов; порядок выполнения воинского (кадетского ) приветствия; порядок проведения строевого смотра; положение корпусного Знамени в строю, порядок его выноса и относа; обязанности кадет перед построением и в строю и требования к их строевому обучению. Технология строевой подготовки (устойчивая последовательность процессов), отрабатывается по подразделениям и в целом. Строевая подготовка приобщение к воинской славе, бессмертным традициям русской доблести
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА Строевая подготовка проводится в соответствии с положениями строевого устава Вооруженных сил Российской Федерации, учебно-методическим пособием по строевой подготовке в рамках учебного предмета ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) и его раздела ОВС (Основы военной службы) и дополнительной образовательной программы, имеющей целью подготовку к военной службе. Строи подразделений Построение кадетского корпуса при опросе жалоб и заявлений на строевом смотре; Построение корпуса при вручении корпусного знамени
Игра Именно игровая деятельность является неотъемлемой и необходимой частью детства. Здесь мы говорим об развивающей игре, игре с образцами – эталонами, с образцами – смыслами, освоение и присвоение которых способствуют становлению внутренней культуры воспитанника. Кадетская жизнь – это своего рода игра в военных. Правила игры и основные роли, которые исполняют воспитатели и воспитанники, помогают в овладении нормами и правилами поведения и общения, которые постепенно становятся привычкой, внутренней потребностью. Воспитателю здесь отведена роль положительного мужского примера.
Игра Сама военизированная составляющая в отношении воспитатель-воспитанник позволяет посредством авторитарных методов (распоряжение, требование, приказ) добиваться выполнения заданных норм и правил, создать жесткую систему требований, которые: - - на первом этапе (возраст детей лет) должны быть объектом беспрекословного выполнения, - на втором этапе (14-15 лет) – объектом осмысления и понимания, - на третьем (15-17 лет) – основой самоопределения и самореализации в жизни. В кадетских корпусах, с учетом особенностей поведения мальчишек, для воспитанников создана четкая структура, на договорной основе определены правила, которые обязательны для исполнения и детьми и взрослыми, определены главные (старшие), т.е. создана среда, где мальчики могут расслабиться и чувствовать себя уверенными и защищенными.
Технология военизированной игры Все элементы организации жизнедеятельности в кадетском корпусе направлены на: воспитание мужчины : мужчины-патриота, мужчины- гражданина, мужчины – рыцаря становление мужественности как основы мужского характера, происходит только в процессе преодоления трудностей
Технология военизированной игры Применяемая технология – технология военизированной игры, предполагающая наличие: Применяемая технология – технология военизированной игры, предполагающая наличие: идей; целей (прописаны в модели КО); предназначения – игра, как средство кадетского воспитания; задачи – внесение военизированных аспектов в содержание воспитания и организацию жизнедеятельности; содержания (свод правил, требований, норм); этапов реализации и организационных норм (возрастные особенности взросления мальчиков); ролей (игровые позиции; результата – модель выпускника Весь уклад кадетской жизни – это преодоление трудностей в целях формирования мужского характера.
Достоинство Дисциплина Знания Достоинство Дисциплина Знания Организационные механизмы кадетского образования и военной составляющей разработаны на основе общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации и традиций Российских кадетских корпусов Кадетская школа-интернат является учреждением общеобразовательным, т.е. не готовит профессиональных военных, воспитанники и сотрудники не служат, а учатся и работают, система взаимоотношений договорная.