Политическая мысль «левого спектра» Александр Сунгуров Курс «Теория политики» Тема 16
Структура темы 1. Введение 1. Введение 2. Марксизм 2. Марксизм 3. Неомарксизм 3. Неомарксизм 4. Анархизм 4. Анархизм
1.Введение Карл Маркс и политическая теория Теория марксизма включает в себя: Теория марксизма включает в себя: Философию человека Философию человека Политическую и экономическую программу Политическую и экономическую программу Философию истории (исторический материализм) Философию истории (исторический материализм) Соотношение между «базисом» и «надстройкой» - проблема политических институтов. Соотношение между «базисом» и «надстройкой» - проблема политических институтов. Споря, отвергая марксизм – продолжают его идеи Споря, отвергая марксизм – продолжают его идеи
Социализм (лат. Socialos – общественный) Понятие, объединившее несколько явлений: 1. Идеал общественного устройства, положенных в основу многих утопий раннего капитализма, негативная реакция на частную собственность и индивидуализм 1. Идеал общественного устройства, положенных в основу многих утопий раннего капитализма, негативная реакция на частную собственность и индивидуализм 2.Оформившаяся в XIX веке полит. идеология, с такими положениями, как идеал общественной собственности, классовый подход, идеал равенства и принцип эгалитизма, упор на общество и его потребности (коллективизм) 2.Оформившаяся в XIX веке полит. идеология, с такими положениями, как идеал общественной собственности, классовый подход, идеал равенства и принцип эгалитизма, упор на общество и его потребности (коллективизм) 3. Низшая фаза коммунистической формации (по Марксу) 3. Низшая фаза коммунистической формации (по Марксу) 4. Нерадикальные партии и движения на основе соц.идеологии 4. Нерадикальные партии и движения на основе соц.идеологии 5. Название общественного строя в СССР и странах соц. лагеря 5. Название общественного строя в СССР и странах соц. лагеря
Современные представления о социализме - результат нескольких «идейных развилок». Первая развилка ( е гг.). Спор между марксистами и анархистами: ведет ли путь к свободному обществу через завоевание государственной власти или же через развитие свободных общин и в конечном счете - уничтожение государства? Первая развилка ( е гг.). Спор между марксистами и анархистами: ведет ли путь к свободному обществу через завоевание государственной власти или же через развитие свободных общин и в конечном счете - уничтожение государства? С созданием II Интернационала все партии, желавшие к нему присоединиться, должны были признать политический путь освобождение рабочего класса. В гг. происходит соединение социалистической идеологии с массовым рабочим движением, происходит превращение марксизма в официальную партийную идеологию. С созданием II Интернационала все партии, желавшие к нему присоединиться, должны были признать политический путь освобождение рабочего класса. В гг. происходит соединение социалистической идеологии с массовым рабочим движением, происходит превращение марксизма в официальную партийную идеологию.
Вторая развилка ( е гг.). Ревизионизм Э.Бернштейна и др., как теоретическое обоснование уже сложившейся практики реформизма (Мильеран, Жорес, Вандервельде и др.): необходимость пересмотре теории в соответствии с реальностью: опровержение тезиса о неизбежном крахе капитализма, против экономического детерминизма; общество может двигаться к социальной справедливости не потому, что это неизбежно, а потому что так лучше. Социализм не вытекает из крушения капитализма и не сводится к замене частной собственности общественной. Путь к социализму - это поиск более совершенных форм организации производства, способствующих более полному удовлетворению потребностей людей; опровержение тезиса о неизбежном крахе капитализма, против экономического детерминизма; общество может двигаться к социальной справедливости не потому, что это неизбежно, а потому что так лучше. Социализм не вытекает из крушения капитализма и не сводится к замене частной собственности общественной. Путь к социализму - это поиск более совершенных форм организации производства, способствующих более полному удовлетворению потребностей людей; «Цель - ничто, движение - все» (Э.Бернштейн) «Цель - ничто, движение - все» (Э.Бернштейн)
Третья развилка ( е гг.) Вопрос: Универсален ли опыт Октябрьской революции в России? Необходима ли для социалистического переустройства общества «диктатура пролетариата» в форме диктатуры большевистских партий и сворачивание «буржуазной демократии»? Вопрос: Универсален ли опыт Октябрьской революции в России? Необходима ли для социалистического переустройства общества «диктатура пролетариата» в форме диктатуры большевистских партий и сворачивание «буржуазной демократии»? Март 1918 г. - создание III Интернационала, объединившего коммунистические партии (основа - признание универсальности опыта Октябрьской революции) Март 1918 г. - создание III Интернационала, объединившего коммунистические партии (основа - признание универсальности опыта Октябрьской революции) В 1923 г. - после ряда неудачных попыток объединения - восстановление Рабочего Социалистического Интернационала: В 1923 г. - после ряда неудачных попыток объединения - восстановление Рабочего Социалистического Интернационала: отрицание неизбежности краха капитализма; отрицание неизбежности краха капитализма; переход к стратегии борьбы за реформы переход к стратегии борьбы за реформы признание важности демократии, парламентских методов борьбы признание важности демократии, парламентских методов борьбы
2. Марксизм 2.1. Три источника – три составные части марксизма 2.1. Три источника – три составные части марксизма 2.2. Производство и природа человека: марксистский подход 2.2. Производство и природа человека: марксистский подход 2.3. Марксизм в России: В.И.Ленин 2.3. Марксизм в России: В.И.Ленин 2.4. Политическая теория сталинизма 2.4. Политическая теория сталинизма
2.1. Три источника – три составные части марксизма Социалисты – утописты Социалисты – утописты Английская политическая экономия Английская политическая экономия «Классическая» немецкая философия «Классическая» немецкая философия
Идейные предшественники марксизма (социалисты-утописты) Социализм как реакция на социальные и экономические условия в Европе в связи с ростом промышленного капитализма Социализм как реакция на социальные и экономические условия в Европе в связи с ростом промышленного капитализма «Утопия» Томаса Мора ( ) (небывалое место) – картина идеального порядка вещей, в котором, как у Платона, нет частной собственности «Утопия» Томаса Мора ( ) (небывалое место) – картина идеального порядка вещей, в котором, как у Платона, нет частной собственности
Томас Мор – канцлер Англии Друг и покровитель Эразма Друг и покровитель Эразма Роттердамского. Был казнен в 1535, Роттердамского. Был казнен в 1535, отказавшись признать отказавшись признать легитимность брака Генриха VIII легитимность брака Генриха VIII На острове -6-часовой рабочий день, что достаточно для необходимых потребностей Все продукты жители сносят в общие дома, каждый берет сколько захочет. Склонность к роскоши – из страха перед достатком. Правителей избирают, и есть свобода веры.
Жан-Жак Руссо ( ) «Первый, кто оградив участок земли, вздумал сказать: это мое и нашел людей достаточно глупых, чтобы ему поверить, был истинным основателем гражданского общества. «Первый, кто оградив участок земли, вздумал сказать: это мое и нашел людей достаточно глупых, чтобы ему поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы человечество тот, кто, выдернув колья и закопав ров, крикнул бы себе подобным: смотрите, не слушайте этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земные принадлежат всем, а земля никому!» От скольких преступлений, войн, убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы человечество тот, кто, выдернув колья и закопав ров, крикнул бы себе подобным: смотрите, не слушайте этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земные принадлежат всем, а земля никому!»
Шарль Фурье ( ) Полагал, что люди в своей основе хорошие, их только следует организовать в другом типе общества. Полагал, что люди в своей основе хорошие, их только следует организовать в другом типе общества. Идеальное общество должно состоять из множества коммун, с численностью не более семей. Идеальное общество должно состоять из множества коммун, с численностью не более семей. Люди должны жить в зданиях – «фаланстерах», которые он подробно описывал. Люди должны жить в зданиях – «фаланстерах», которые он подробно описывал. Антиавторитарный социализм, с основой на частной собственности и учете индивидуальных потребностей и желаний Антиавторитарный социализм, с основой на частной собственности и учете индивидуальных потребностей и желаний
Опыт организации Коммун в США Альберт Брисбейн и Хорас Гринли в 1843 г. – коммуна в Нью-Джерси, затем еще 30 коммун. Христианские общины самоорганизовывались как кооперативы с равной оплатой труда. Общины проповедовали традиционные ценности (моногамные семьи), но равенство полов. – в нескольких коммунах президенты – женщины Альберт Брисбейн и Хорас Гринли в 1843 г. – коммуна в Нью-Джерси, затем еще 30 коммун. Христианские общины самоорганизовывались как кооперативы с равной оплатой труда. Общины проповедовали традиционные ценности (моногамные семьи), но равенство полов. – в нескольких коммунах президенты – женщины Ферма Брука в Массачусетсе – 1843 г. Ее члены – писатели и политические мыслители Натаниэль Готорн, Ральф Эмерсон, Маргарет Фуллер и др Ферма Брука в Массачусетсе – 1843 г. Ее члены – писатели и политические мыслители Натаниэль Готорн, Ральф Эмерсон, Маргарет Фуллер и др
Роберт Оуэн ( ) Владелец крупной мельницы в Шотландии Владелец крупной мельницы в Шотландии Ограничил рабочий день 10 часами, дети стали ходить в школу, построил для рабочих дома с садиками Ограничил рабочий день 10 часами, дети стали ходить в школу, построил для рабочих дома с садиками В США, в Индиане создал коммуну «Новая Гармония) ( ) В США, в Индиане создал коммуну «Новая Гармония) ( )
Для социализма как теории и идеологии Характерны неприязнь к капитализму, попытка противопоставить ему более гуманную альтернативу. В основе – образ человека как общественного существа, объединенного с другими людьми. Характерны неприязнь к капитализму, попытка противопоставить ему более гуманную альтернативу. В основе – образ человека как общественного существа, объединенного с другими людьми. Сотрудничество – приоритет по отношению к конкуренции, коллективизм – по отношению к индивидуализму. Сотрудничество – приоритет по отношению к конкуренции, коллективизм – по отношению к индивидуализму. Важнейшая цель – равенство. Важнейшая цель – равенство. Социальное равенство как гарантия стабильности общества и его единства Социальное равенство как гарантия стабильности общества и его единства Цель – преодоление классовых различий. Цель – преодоление классовых различий.
Английская политическая экономия Идеология меркантелизма: Идеология меркантелизма: Все ресурсы, необходимые для производства товаров, должны производиться в своей стране Все ресурсы, необходимые для производства товаров, должны производиться в своей стране Если каких-то ресурсов не хватает, то следует импортировать только сырье, ч тем, чтобы само производство осуществлялось дома Если каких-то ресурсов не хватает, то следует импортировать только сырье, ч тем, чтобы само производство осуществлялось дома Чтобы увеличить политические и экономические преимущества для своей страны, основные усилия должны предприниматься внутри страны Чтобы увеличить политические и экономические преимущества для своей страны, основные усилия должны предприниматься внутри страны
Колониальные захваты - Для укрепления своих стран Для укрепления своих стран Проблемы – инфляция, приток золота в Испанию привел к его обесцениванию Проблемы – инфляция, приток золота в Испанию привел к его обесцениванию Реформация – люди должны заботиться о себе сами Реформация – люди должны заботиться о себе сами В Англии капитал стал использоваться для развития технологий – промышленная революция. В Англии капитал стал использоваться для развития технологий – промышленная революция. Итак, меркантелизм, протестантизм и инфляция – рост цен при низкой зарплате Итак, меркантелизм, протестантизм и инфляция – рост цен при низкой зарплате
Адам Смит ( ) В книге «Исследование о природе и В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» причинах богатства народов» рекомендовал дать возможность самому рынку принимать экономические решения, так как он обладает собственным регулирующим потенциалом – идея «laissez-faire» - свободного рыночного капитализма. рекомендовал дать возможность самому рынку принимать экономические решения, так как он обладает собственным регулирующим потенциалом – идея «laissez-faire» - свободного рыночного капитализма. «Невидимая рука рынка» регулирует экономику через конкурентную борьбу участников. «Невидимая рука рынка» регулирует экономику через конкурентную борьбу участников.
Основные факторы капитализма (А.Смит, Дэвид Рикардо и др.) Индивидуализм Индивидуализм Рыночная экономика Рыночная экономика Децентрализация Децентрализация Связь между спросом и предложением (суверенитет покупателя) Связь между спросом и предложением (суверенитет покупателя) Конкуренция Конкуренция Прибыль. При капитализме особый тип свободы - контракта, собственности, торговли, типа занятости. Если цены ставит государство, прибыль снижается и стимул к выходу на рынок исчезает Прибыль. При капитализме особый тип свободы - контракта, собственности, торговли, типа занятости. Если цены ставит государство, прибыль снижается и стимул к выходу на рынок исчезает
«Классическая» немецкая философия Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) История человечества как единый, организованный и рациональный процесс. История человечества как единый, организованный и рациональный процесс. Понимание вещи – понимание себя – понимание общества. Понимание вещи – понимание себя – понимание общества. Развитие истории – логический процесс. Отсюда – метод диалектической логики Развитие истории – логический процесс. Отсюда – метод диалектической логики Логическая тенденция проявляется в истории через людей, не понимающих, какую роль они играют Логическая тенденция проявляется в истории через людей, не понимающих, какую роль они играют Свобода как осознанная необходимость Свобода как осознанная необходимость
«Философия права» (1821) «То, что есть государство – это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума» «То, что есть государство – это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума» Гегелевская идея государства – это правовая деятельность, в иерархической структуре которой государство, которое тоже есть конкретное право, предстает как правовое государство. Гегелевская идея государства – это правовая деятельность, в иерархической структуре которой государство, которое тоже есть конкретное право, предстает как правовое государство. Свобода и есть наличие правового государства Свобода и есть наличие правового государства Считая демократический принцип «все должны принимать участие в государственных делах» - нелепым, Гегель возвысил государство над индивидом и обществом. Считая демократический принцип «все должны принимать участие в государственных делах» - нелепым, Гегель возвысил государство над индивидом и обществом.
Людвиг Фейербах ( ) Будучи материалистом, считал Будучи материалистом, считал важным отойти от объективного важным отойти от объективного идеализма идеализма Особый интерес – религия. Бог – как проекция человеческой сущности. Люди создали Бога и поставили его над собой. Особый интерес – религия. Бог – как проекция человеческой сущности. Люди создали Бога и поставили его над собой. Религию надо преодолеть путем материалистической философии, Религию надо преодолеть путем материалистической философии, Предмет интереса которой не абстрактные идея, а реальные люди Предмет интереса которой не абстрактные идея, а реальные люди
2.2. Производство и природа человека: марксистский подход Карл Маркс развил те идеи, которые считал самыми важными: у Гегеля – диалектику, у Фейербаха – материализм. Карл Маркс развил те идеи, которые считал самыми важными: у Гегеля – диалектику, у Фейербаха – материализм. - Диалектический материализм - Диалектический материализм По Марксу, Фейербах как и большинство философов не понял значения практики – практической деятельности, в особенности – революционной По Марксу, Фейербах как и большинство философов не понял значения практики – практической деятельности, в особенности – революционной «Философы только объясняли мир, дело в том, чтобы изменить его» «Философы только объясняли мир, дело в том, чтобы изменить его»
Трудовая теория стоимости На основе английской политэкономии Маркс сделал вывод, что прибыль капиталиста основывается на эксплуатации труда наемных работников. На основе английской политэкономии Маркс сделал вывод, что прибыль капиталиста основывается на эксплуатации труда наемных работников. Прибавочная стоимость, удерживаемая и реинвестируемая капиталистом, составляет базис капиталистической системы Прибавочная стоимость, удерживаемая и реинвестируемая капиталистом, составляет базис капиталистической системы
Базис и надстройка Материальная база (базис): Материальная база (базис): 1. Средства производства (сырье, земля, энергетические ресурсы, с которыми работают люди) 1. Средства производства (сырье, земля, энергетические ресурсы, с которыми работают люди) 2. Производительные силы (фабрики, машины, технологии) 2. Производительные силы (фабрики, машины, технологии) 3. Производственные отношения 3. Производственные отношения НАДСТРОЙКА – второстепенные аспекты общества: структура законодательства, господствующая религия, искусство и литература, форма и организация государства. НАДСТРОЙКА – второстепенные аспекты общества: структура законодательства, господствующая религия, искусство и литература, форма и организация государства. Общество основывается на его базисе!!! Общество основывается на его базисе!!!
Концепция отчуждения Люди как существа, участвующие в общественном производстве, которые реализуют себя и обретают свое счастье через свободное, производительное, здоровое осуществление естественных способностей в совместном труде с другими людьми. Люди как существа, участвующие в общественном производстве, которые реализуют себя и обретают свое счастье через свободное, производительное, здоровое осуществление естественных способностей в совместном труде с другими людьми. Капитализм этому мешает, отчуждая людей от продуктов труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга. В итоге обнищание большинства, абсурдное в условиях технической рациональности Капитализм этому мешает, отчуждая людей от продуктов труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга. В итоге обнищание большинства, абсурдное в условиях технической рациональности Критерий и причина – частная собственность Критерий и причина – частная собственность
Теория на службе Любая философская или Любая философская или политическая теория всегда политическая теория всегда служит господствующему служит господствующему классу классу Теория Маркса тоже носит классовый характер, но служит другому классу – пролетариату. Теория Маркса тоже носит классовый характер, но служит другому классу – пролетариату. Исторический материализм Маркса обосновывал необходимость революции рабочего класса Исторический материализм Маркса обосновывал необходимость революции рабочего класса
Государство в марксизме 1. Государство как инструмент господствующего класса, служащий его долговременным интересам. 1. Государство как инструмент господствующего класса, служащий его долговременным интересам. 2. Отношение государства и конкретных классов в обществе. В статьях о политических событиях во Франции гг, Маркс показывает, как государство, с одной стороны, доминирует в обществе, а с другой – ограничивает власть буржуазии 2. Отношение государства и конкретных классов в обществе. В статьях о политических событиях во Франции гг, Маркс показывает, как государство, с одной стороны, доминирует в обществе, а с другой – ограничивает власть буржуазии
Марксизм – - интеллектуально-сконструированная («научная») политическая идеология, основанная на следующем: - интеллектуально-сконструированная («научная») политическая идеология, основанная на следующем: Исторический материализм; Исторический материализм; Диалектический характер развития мира; Диалектический характер развития мира; Неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта труда; Неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта труда; Классовая борьба ради искоренения частной собственности Классовая борьба ради искоренения частной собственности Пролетарская революция как разрешение противоречия между трудом и капиталом Пролетарская революция как разрешение противоречия между трудом и капиталом Достижение коммунизма в качестве идеала и цели развития общества Достижение коммунизма в качестве идеала и цели развития общества
Этапы развития марксизма 1. Адаптация к национальному контексту (Г.В.Плеханов и др.) 1. Адаптация к национальному контексту (Г.В.Плеханов и др.) 2. Марксизма «ревизионистского» толка (отказ от классовой борьбы и т.д.) 2. Марксизма «ревизионистского» толка (отказ от классовой борьбы и т.д.) 3. Ортодоксальный коммунизм как официальная идеология (Ленин, Троцкий, Сталин, Мао Цзедун и др.) 3. Ортодоксальный коммунизм как официальная идеология (Ленин, Троцкий, Сталин, Мао Цзедун и др.) 4. Неомарксизм, с акцентом на гуманизм и теоретические проблемы человека (Д.Лукач и др.). 4. Неомарксизм, с акцентом на гуманизм и теоретические проблемы человека (Д.Лукач и др.). Представители Франкфуртской школы социальной философии (Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм и др, сочетавшие с Марксизмом философию Гегеля и Психологию Фрейда – «критическая теория» Представители Франкфуртской школы социальной философии (Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм и др, сочетавшие с Марксизмом философию Гегеля и Психологию Фрейда – «критическая теория»
2.3. Марксизм в России: В.И.Ленин 2.3. Марксизм в России: В.И.Ленин С учетом ситуации в странах, где С учетом ситуации в странах, где марксизм победил (Россия, Китай), марксизм победил (Россия, Китай), коммунистическая теория и коммунистическая теория и идеология идеология ХХ века стали скорее идеологиями модернизации, чем личного освобождения. ХХ века стали скорее идеологиями модернизации, чем личного освобождения. В.И.Ленин и проблема завоевания власти: власть должна быть захвачена в процессе вооруженного восстания! В.И.Ленин и проблема завоевания власти: власть должна быть захвачена в процессе вооруженного восстания! Идея диктатуры пролетариата после низвержения буржуазии и до установления коммунизма Идея диктатуры пролетариата после низвержения буржуазии и до установления коммунизма
Ленин и «политическая партия нового типа» В отличие от Маркса не верил, что пролетариат сможет спонтанно развить в себе классовое сознание - В отличие от Маркса не верил, что пролетариат сможет спонтанно развить в себе классовое сознание - Рабочий класс заражен буржуазными идеями и предрассудками. Рабочий класс заражен буржуазными идеями и предрассудками. Только «революционная партия», состоящая из профессиональных революционеров, сможет привести рабочих от «профсоюзного сознания» к революционному классовому сознанию Только «революционная партия», состоящая из профессиональных революционеров, сможет привести рабочих от «профсоюзного сознания» к революционному классовому сознанию
Пролетарская демократия противопоставляется «продажному и прогнившему парламентаризму буржуазного общества», «продажному и прогнившему парламентаризму буржуазного общества», которому противопоставляется система, в которой парламентарии которому противопоставляется система, в которой парламентарии должны сами работать, должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами исполнять свои законы, сами проверять, что получается в жизни, сами проверять, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями сами отвечать непосредственно перед своими избирателями
Марксизм-ленинизм как официальная доктрина СССР Входили только учения (анализ, аксиомы и оценки) Маркса, Энгельса, Ленина (потом и Сталина и остальных вождей) Входили только учения (анализ, аксиомы и оценки) Маркса, Энгельса, Ленина (потом и Сталина и остальных вождей) Включал в себя Три Составные Части: Включал в себя Три Составные Части: Философию диалектического и исторического материализма Философию диалектического и исторического материализма (с начала 60-х гг.) – теорию научного коммунизма (с начала 60-х гг.) – теорию научного коммунизма Претендовал на статус знания, «истинно» объяснявшего законы общественного развития, в т.ч. Претендовал на статус знания, «истинно» объяснявшего законы общественного развития, в т.ч. Неизбежность смены капитализма социализмом, Неизбежность смены капитализма социализмом, Возрастающая роль народных масс в истории, Возрастающая роль народных масс в истории, Мирное сосуществование государств с различным строем Мирное сосуществование государств с различным строем Закономерное возрастание классовой борьбы в международном масштабе. Закономерное возрастание классовой борьбы в международном масштабе.
2.4. Политическая теория сталинизма 20-е годы: спор между 20-е годы: спор между Троцким и Бухариным: Троцким и Бухариным: Троцкий следовал за Лениным и Марксом, настаивавшими на безусловном следовании интернационализму – идея мировой революции, где Россия – только первый шаг. Троцкий следовал за Лениным и Марксом, настаивавшими на безусловном следовании интернационализму – идея мировой революции, где Россия – только первый шаг. Бухарин: социализм может быть построен в одной стране (1924 г.) Бухарин: социализм может быть построен в одной стране (1924 г.)
Сталин поддержал Бухарина С 1921 г. – НЭП: смешанная С 1921 г. – НЭП: смешанная экономика, сельское хозяйство экономика, сельское хозяйство и мелкое производство – в и мелкое производство – в частных руках, государство контролировало «командные высоты в экономике» (В.И.Ленин) частных руках, государство контролировало «командные высоты в экономике» (В.И.Ленин) В 1928 г. Сталин провозгласил Первый пятилетний план: быстрая индустриализация страны, полное уничтожение частной собственности В 1928 г. Сталин провозгласил Первый пятилетний план: быстрая индустриализация страны, полное уничтожение частной собственности
Создание системы номенклатуры Сталинизм как форма тоталитарной диктатуры, осуществляемой с помощью монолитной правящей партии, исповедовавшей «культ личности» лидера Сталинизм как форма тоталитарной диктатуры, осуществляемой с помощью монолитной правящей партии, исповедовавшей «культ личности» лидера «Классовая борьба усиливается по мере укрепления социализма» «Классовая борьба усиливается по мере укрепления социализма» Гибрид беспощадной классовой борьбы с обращением к русскому национализму Гибрид беспощадной классовой борьбы с обращением к русскому национализму
3. Неомарксизм В то время, когда марксизм- В то время, когда марксизм- ленинизм превращался в светскую ленинизм превращался в светскую (секулярную) религию, не допускавшую новых интерпретация и теоретических дискуссий, (секулярную) религию, не допускавшую новых интерпретация и теоретических дискуссий, На Западе развивалась более мягкая и сложная форма марксизма, На Западе развивалась более мягкая и сложная форма марксизма, В которой переосмысливались многие «классические» положения марксизма, сохраняя приверженность многим принципам марксизма или аспектам методологии Маркса. В которой переосмысливались многие «классические» положения марксизма, сохраняя приверженность многим принципам марксизма или аспектам методологии Маркса.
Два фактора, влияющих на современный марксизм: 1. Крах предсказания Маркса о неизбежном крахе капитализма – обращения к идеям раннего Маркса о «человеке как творце», рассматривая человека как творца истории, а игрушку безличных материальных сил. 1. Крах предсказания Маркса о неизбежном крахе капитализма – обращения к идеям раннего Маркса о «человеке как творце», рассматривая человека как творца истории, а игрушку безличных материальных сил. Марксизм как гуманистическая философия Марксизм как гуманистическая философия 2. Неприятие ортодоксальной большевистской модели социалистического общества, осуждение ее репрессивного характера и претензии на научность и истинность. 2. Неприятие ортодоксальной большевистской модели социалистического общества, осуждение ее репрессивного характера и претензии на научность и истинность.
3. Неомарксизм: содержание раздела 3.1. Социал-демократия 3.1. Социал-демократия 3.2. Антонио Грамши 3.2. Антонио Грамши 3.3. Никос Пуланзас 3.3. Никос Пуланзас 3.4. Критическая теория («Франкфуртская школа») 3.4. Критическая теория («Франкфуртская школа») 3.5. Юрген Хабермас 3.5. Юрген Хабермас
3.1. Социал-демократия Основные идеи социал-демократии начиная с середины ХХ века: Основные идеи социал-демократии начиная с середины ХХ века: Принятие принципов либерализма как тактики: политические изменения могут и должны происходить мирно в рамках имеющихся структур Принятие принципов либерализма как тактики: политические изменения могут и должны происходить мирно в рамках имеющихся структур Капитализм как единственное средство получения богатства, поэтому социализм не имеет качественных отличий от капитализма Капитализм как единственное средство получения богатства, поэтому социализм не имеет качественных отличий от капитализма
Основные идеи социал- демократии: Капитализм рассматривается как морально ущербная система, особенно в форме распределения богатства, ассоциируется со структурным неравенством и нищетой Капитализм рассматривается как морально ущербная система, особенно в форме распределения богатства, ассоциируется со структурным неравенством и нищетой Эти дефекты можно корректировать государством путем социальной и экономической инженерии, т.е. государство – воплощение общего интереса Эти дефекты можно корректировать государством путем социальной и экономической инженерии, т.е. государство – воплощение общего интереса Роль национального государства: потенциал регулирования экономической и социальной жизни в пределах своих границ Роль национального государства: потенциал регулирования экономической и социальной жизни в пределах своих границ
Эдуард Бернштейн ( ) Влияние английского «фабианства» и Влияние английского «фабианства» и философии Канта философии Канта Книга «Эволюционный социализм» Книга «Эволюционный социализм» (1898 г.): (1898 г.): Критика теории Маркса – первая теоретическая попытка ревизии марксизма: Критика теории Маркса – первая теоретическая попытка ревизии марксизма: Экономически е кризисы все менее болезненны, «быстрый прогресс рабочего класса», роль акционеров, выступил за союз со средним классом и крестьянством, за мирный переход к социализму. Экономически е кризисы все менее болезненны, «быстрый прогресс рабочего класса», роль акционеров, выступил за союз со средним классом и крестьянством, за мирный переход к социализму. «Движение все, конечная цель – ничто» «Движение все, конечная цель – ничто» (Социалистическая революция, несущая бедствия и нищету) (Социалистическая революция, несущая бедствия и нищету) Позже – идеи этического социализма Позже – идеи этического социализма
Противоречия между социал- демократами и коммунистами Социал-демократыКоммунисты Этический социализм Научный социализм РевизионизмФундаментализм РеформизмУтопизм ЭволюцияРеволюция «Гуманизировать» капитализм Уничтожить капитализм Перераспределение Общественная собственность
Социал-демократыКоммунисты Сгладить классовый конфликт Уничтожить классы Относительное равенство Абсолютное равенство Смешанная экономика Государственная коллективизация Экономический менеджмент Централизированное планирование Парламентская партия Партия – «авангард» Политический плюрализм Диктатура пролетариата Либерально- демократическое государство Пролетарское/народноегосударство
3.2. Антонио Грамши ( ) Попытка восстановить Попытка восстановить значение человеческой значение человеческой субъективности, ее роли, роли идей и сознания, отрицание экономизма Сознание – понимание, как люди попадают под влияние конкурирующих идеологий. Отмечал растущую роль интеллектуалов
Грамши: концепция идеологии Правление отдельного класса имеет два аспекта: принуждение (господство) и Правление отдельного класса имеет два аспекта: принуждение (господство) и Общественно-моральное лидерство Общественно-моральное лидерство Политическое = одновременно и насилие и согласие Политическое = одновременно и насилие и согласие Класс может стать гегемоном, только если добьется активного согласия подчиненного класса. Класс может стать гегемоном, только если добьется активного согласия подчиненного класса. Согласие – не бывает постоянным, а принимает форму классовой борьбы между изменяющимися в соответствии с временем идеологиями Согласие – не бывает постоянным, а принимает форму классовой борьбы между изменяющимися в соответствии с временем идеологиями Государство как альтернативная сцена борьбы. Власть включает все формы гегемонии Государство как альтернативная сцена борьбы. Власть включает все формы гегемонии
3.3. Никос Пуланзас ( ) Профессорская семья Профессорская семья Член антисталинского крыла Компартии Греции Член антисталинского крыла Компартии Греции Профессор Сорбонны, борец против хунты. Профессор Сорбонны, борец против хунты. «Либо социализм будет демократическим, либо его не будет совсем» «Либо социализм будет демократическим, либо его не будет совсем» Тезис об определенной автономии капиталистического государства от правящего класса. Тезис об определенной автономии капиталистического государства от правящего класса. «Делая вид, что государство отражает интересы всех классов, оно может говорить о благе всего народа» «Делая вид, что государство отражает интересы всех классов, оно может говорить о благе всего народа»
Государство как разорванная полития, Раздираемая противоречиями и различными расколами Раздираемая противоречиями и различными расколами Разные сферы и сектора государства действуют как самостоятельные центры силы для разных фракций, групп, союзов, внутри господствующего блока власти. Разные сферы и сектора государства действуют как самостоятельные центры силы для разных фракций, групп, союзов, внутри господствующего блока власти. Государство как стратегическое поле боя, места, пространства или процесса действия взаимосвязанный «сетей» власти Государство как стратегическое поле боя, места, пространства или процесса действия взаимосвязанный «сетей» власти Процесс структурной избирательности, включающий группу институциональных механизмов, служащих продвижению или фильтрации стратегий определенных классовых фракций Процесс структурной избирательности, включающий группу институциональных механизмов, служащих продвижению или фильтрации стратегий определенных классовых фракций
3.4. Критическая теория («Франкфуртская школа») Макс Хо́ркхаймер ( ) Макс Хо́ркхаймер ( ) Теодор Адорно ( ) Теодор Адорно ( ) Герберт Маркузе ( ) Герберт Маркузе ( ) Эрих Фромм ( ) Эрих Фромм ( ) Ва́льтер Бе́ньямин ( ) Ва́льтер Бе́ньямин ( ) «Второе поколение» «Второе поколение» Юрген Хабермас (Род. 1929) Юрген Хабермас (Род. 1929) Александр Клюге Александр Клюге Оскар Негт Оскар Негт
Франкфуртская школа берет свое начало в 20-х гг. с Института социальных исследований. берет свое начало в 20-х гг. с Института социальных исследований. Директорами института были австро-марксист Карл Грюнберг, Фридрих Поллок и затем Макс Хоркхаймер (с 1931 г.). Директорами института были австро-марксист Карл Грюнберг, Фридрих Поллок и затем Макс Хоркхаймер (с 1931 г.). Именно с последним работа института приобрела особо важное направление в социальной критике. Именно с последним работа института приобрела особо важное направление в социальной критике. В журнале «Архив истории социализма и рабочего движения» появлялись не только работы Карла Корша, Дьёрдя Лукача, но и Д. Рязанова, директора Института марксизма-ленинизма в Москве. В журнале «Архив истории социализма и рабочего движения» появлялись не только работы Карла Корша, Дьёрдя Лукача, но и Д. Рязанова, директора Института марксизма-ленинизма в Москве. В 1932 г. Хоркхаймер основал журнал «Социальные исследования», в котором развивается тематика «Архива». Хоркхаймер особое внимание уделял проблемам всеобщего и диалектики, социально- экономическим, культурно-психологическим связям, устанавливал преемственность гегельянства, марксизма и фрейдизма. В 1932 г. Хоркхаймер основал журнал «Социальные исследования», в котором развивается тематика «Архива». Хоркхаймер особое внимание уделял проблемам всеобщего и диалектики, социально- экономическим, культурно-психологическим связям, устанавливал преемственность гегельянства, марксизма и фрейдизма.
Типичные темы франкфуртской школы: Фашизм, нацизм, сталинизм, «холодная война», индустриальное общество, психоанализ и проблема человека Фашизм, нацизм, сталинизм, «холодная война», индустриальное общество, психоанализ и проблема человека Фридрих Поллок («Марксистская теория денег», 1928; «Современная ситуация капитализма и перспективы переустройства плановой экономики», 1932); Фридрих Поллок («Марксистская теория денег», 1928; «Современная ситуация капитализма и перспективы переустройства плановой экономики», 1932); Генрих Гроссман («Закон накопления и крах капиталистической системы», 1929); Генрих Гроссман («Закон накопления и крах капиталистической системы», 1929); Карл Август Витфогель («Хозяйство и общество Китая», 1931; «Восточный деспотизм», 1957). Карл Август Витфогель («Хозяйство и общество Китая», 1931; «Восточный деспотизм», 1957).
Позже к ним присоединятся Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, литературный критик Вальтер Беньямин, социолог литературы Лео Левенталь («0б общественном положении литературы», 1932), политолог Франц Нейман Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, литературный критик Вальтер Беньямин, социолог литературы Лео Левенталь («0б общественном положении литературы», 1932), политолог Франц Нейман В условиях усиления нацистской партии Франкфуртская школа успела спасти архив Маркса и Энгельса, переслав его в Советский Союз. В условиях усиления нацистской партии Франкфуртская школа успела спасти архив Маркса и Энгельса, переслав его в Советский Союз. В период фашизма - эмиграция в Женеву, Париж, затем в Нью-Йорк. В период фашизма - эмиграция в Женеву, Париж, затем в Нью-Йорк. Смерть Вальтера Беньямина на границе с Испанией в 1940 г. Смерть Вальтера Беньямина на границе с Испанией в 1940 г.
Последняя коллективная работа «Очерки о власти и семье», «Очерки о власти и семье», Обсуждаются проблемы двойственной природы власти, семьи как средства воспроизводства общества, критики технологической рациональности, необходимости нейтрализации дефектов позитивизма и т.п. Обсуждаются проблемы двойственной природы власти, семьи как средства воспроизводства общества, критики технологической рациональности, необходимости нейтрализации дефектов позитивизма и т.п. После войны Маркузе, Фромм, Левенталь и Витфогель остались в США. После войны Маркузе, Фромм, Левенталь и Витфогель остались в США. Адорно, Хоркхаймер и Поллок вернулись во Франкфурт. Адорно, Хоркхаймер и Поллок вернулись во Франкфурт. В 1950 г. во вновь открытый Институт социальных исследований вернулись Альфред Шмидт, Оскар Негт и Юрген Хабермас В 1950 г. во вновь открытый Институт социальных исследований вернулись Альфред Шмидт, Оскар Негт и Юрген Хабермас
Макс Хоркхаймер ( ) Родился в еврейской семье. В шестнадцатилетнем возрасте был вынужден оставить учёбу, чтобы пойти работать на заводе отца. После Первой мировой войны изучал в Мюнхенском университете философию и психологию. Родился в еврейской семье. В шестнадцатилетнем возрасте был вынужден оставить учёбу, чтобы пойти работать на заводе отца. После Первой мировой войны изучал в Мюнхенском университете философию и психологию. Встреча с Теодором Адорно – начало многолетней дружбы Встреча с Теодором Адорно – начало многолетней дружбы С 1930 профессор, а в гг. – ректор Франкфуртского университета (за вычетом гг. – профессор Колумбийского университета, США) С 1930 профессор, а в гг. – ректор Франкфуртского университета (за вычетом гг. – профессор Колумбийского университета, США) С 1930 по 1965 г. - директор Института социальных исследований С 1930 по 1965 г. - директор Института социальных исследований После войны выступил с серией публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков После войны выступил с серией публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков
Теодор Адорно ( ) Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) «Диалектика просвещения» (1948) (вместе с Хоркхаймером) - программное изложение социальной философии неомарксизма и ее философии истории: эволюция человечества как история "неудавшейся цивилизации": усугубляющегося "отчуждения", вызванного "буржуазным" разумом, противопоставившим себя природе. «Диалектика просвещения» (1948) (вместе с Хоркхаймером) - программное изложение социальной философии неомарксизма и ее философии истории: эволюция человечества как история "неудавшейся цивилизации": усугубляющегося "отчуждения", вызванного "буржуазным" разумом, противопоставившим себя природе. Руководитель монографии «Авторитарная личность» (1950) Критика позитивизма, доклад "О логике социальных наук« (1961) Руководитель монографии «Авторитарная личность» (1950) Критика позитивизма, доклад "О логике социальных наук« (1961)
Герберт Маркузе ( ) Родился в Берлине в еврейской семье. Родился в Берлине в еврейской семье. Воевал, в 1918 – член солдатского Совета, Воевал, в 1918 – член солдатского Совета, участник ноябрьского восстания Союза участник ноябрьского восстания Союза Спартака. Спартака. Выйдя из СДПГ сохранял связь с организованным рабочим движением Во Франкуфурте – влияние марксизма и фрейдизма В годы Второй мировой войны руководил отделом Американской стратегической разведки, занимавшейся разработкой психотронной войны против «третьего рейха». После 1945 года Маркузе работает в Германии экспертом по «денацификации», разрабатывая методики определения - можно ли того или иного человека считать нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры, или же нацистом, ставшим таковым по принципу: «все вступали и я вступил». Изучал советскую пропагандистскую и идеологическую литературу, итог – книга «Советский марксизм».
Считая себя «недогматичным сторонником» К.Маркса Критикует не только советское общество, но, в такой же мере, и западное, считая их двумя сторонами одной медали. Критикует не только советское общество, но, в такой же мере, и западное, считая их двумя сторонами одной медали. Современное общество потребления развратило всех, в том числе и пролетариат. Современное общество потребления развратило всех, в том числе и пролетариат. В книге «Одномерный человек» у Маркузе нет героев, а есть одни только жертвы, которых и обвинять-то, собственно, нельзя - все без исключения зомбированы, запрограммированы, никто не действует по собственной воле. В книге «Одномерный человек» у Маркузе нет героев, а есть одни только жертвы, которых и обвинять-то, собственно, нельзя - все без исключения зомбированы, запрограммированы, никто не действует по собственной воле. Маркузе утверждает, что в условиях капитализма человек «одномерен», поскольку им целенаправленно манипулируют. Маркузе утверждает, что в условиях капитализма человек «одномерен», поскольку им целенаправленно манипулируют.
Революционная роль пролетариев должна перейти к так называемым «аутсайдерам», которые, в отличие от пролетариата, не интегрированы в существующую социальную структуру – должна перейти к так называемым «аутсайдерам», которые, в отличие от пролетариата, не интегрированы в существующую социальную структуру – это безработные, деклассированные элементы, разочаровавшаяся в идеалах и ценностях своих отцов молодежь, всякого рода маргиналы, народы стран «третьего мира» и т. д. это безработные, деклассированные элементы, разочаровавшаяся в идеалах и ценностях своих отцов молодежь, всякого рода маргиналы, народы стран «третьего мира» и т. д. Единственное, что все они сообща могут противопоставить Системе - это «Великий Отказ», то есть иррациональное и тотальное неприятие существующей действительности. Единственное, что все они сообща могут противопоставить Системе - это «Великий Отказ», то есть иррациональное и тотальное неприятие существующей действительности. Идейный лидер «новых левых» Идейный лидер «новых левых» Три «М» на майках защитников баррикад Парижа в 1968 г. – Маркс, Мао, Маркузе Три «М» на майках защитников баррикад Парижа в 1968 г. – Маркс, Мао, Маркузе
Эрих Фромм ( ) Родился в ортодоксальной еврейской семье. Родился в ортодоксальной еврейской семье. После университета занимался психоанализом После университета занимался психоанализом Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой личности, утверждал, что человек – продукт культуры Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой личности, утверждал, что человек – продукт культуры В институте социальных исследований (1929–1932) на основе исследование неосознаваемых мотивов поведения больших социальных групп В институте социальных исследований (1929–1932) на основе исследование неосознаваемых мотивов поведения больших социальных групп Предсказал, что народ сам приведет фашизм к власти Предсказал, что народ сам приведет фашизм к власти Книга «Бегство от свободы» (1941), остался в США Книга «Бегство от свободы» (1941), остался в США
Фромм как лидер неофрейдизма и гуманистической психологии «Главная жизненная задача человека дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий его собственная личность». «Главная жизненная задача человека дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий его собственная личность». Фромм критиковал в учении Маркузе те идеи, которые поставили последнего в ряд вождей так называемой молодежной революции 1968 года. Фромм критиковал в учении Маркузе те идеи, которые поставили последнего в ряд вождей так называемой молодежной революции 1968 года. Маркузе предлагает революционный, «хирургический» способ лечения болезней общества потребления; Маркузе предлагает революционный, «хирургический» способ лечения болезней общества потребления; Фромм более склонен к «терапевтическим» методам воспитания, просвещения, гуманизации на основе вечных нравственных ценностей, которые, сохраняясь в душе отдельного человека, не исчезнут и в обществе. Фромм более склонен к «терапевтическим» методам воспитания, просвещения, гуманизации на основе вечных нравственных ценностей, которые, сохраняясь в душе отдельного человека, не исчезнут и в обществе.
Критическая теория начала с критики марксизма - критики экономического детерминизма - критики экономического детерминизма Далее – критика позитивизма, так как он Далее – критика позитивизма, так как он - вел у упрощению - вел у упрощению - т.к. социальный мир рассматривался по аналогии с естественным, и не учитывалась сама человеческая деятельность, ее влияние на социальные структуры - т.к. социальный мир рассматривался по аналогии с естественным, и не учитывалась сама человеческая деятельность, ее влияние на социальные структуры - не брались в расчет цели, и он обрекает актора и исследователя на пассивность - не брались в расчет цели, и он обрекает актора и исследователя на пассивность Влияние Макса Вебера – роль рациональности в формировании современного мира. Влияние Макса Вебера – роль рациональности в формировании современного мира. Критика масс-культуры, техники и идеологии Критика масс-культуры, техники и идеологии
3.5. Юрген Хабермас (р. 1929) Родился в Дюссельдорфе. Успел быть членом Гитлерюгенда, попал на фронт. Изучал философию, историю и психологию в университетах Гёттингена, Цюриха и Бонна. Родился в Дюссельдорфе. Успел быть членом Гитлерюгенда, попал на фронт. Изучал философию, историю и психологию в университетах Гёттингена, Цюриха и Бонна. С 1956 по 1959 – ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на- Майне, руководимом М.Хоркхаймером, а в 1980–1983 – директор этого института. С 1956 по 1959 – ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на- Майне, руководимом М.Хоркхаймером, а в 1980–1983 – директор этого института. С 1964 по 1971 (и с 1983) – профессор философии и социологии Франкфуртского университета. С 1964 по 1971 (и с 1983) – профессор философии и социологии Франкфуртского университета. С 1971 по 1980 – директор Института Макса Планка (в Штарнберге). С 1971 по 1980 – директор Института Макса Планка (в Штарнберге).
Понятие коммуникативного разума – в центре его идей Хабермас ищет модель критического диалога. Хабермас ищет модель критического диалога.. «Сознание», выступавшее в традиционной европейской онтологии в качестве верховного судьи, лишается теперь своих прерогатив, и его место занимает универсальное коммуникативное сообщество.. «Сознание», выступавшее в традиционной европейской онтологии в качестве верховного судьи, лишается теперь своих прерогатив, и его место занимает универсальное коммуникативное сообщество. Сама коммуникация не выступает в качестве высшей и последней инстанции, поскольку ее результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них может сказываться влияние отношений господства и подчинения Сама коммуникация не выступает в качестве высшей и последней инстанции, поскольку ее результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них может сказываться влияние отношений господства и подчинения
Новое понятие разума критично Связано с критикой общества, а не только с «критикой разума», как у Канта, и имеет всеобщий характер Разум как норма процедур, выполняемых потенциально универсальным коммуникативным сообществом, Связано с критикой общества, а не только с «критикой разума», как у Канта, и имеет всеобщий характер Разум как норма процедур, выполняемых потенциально универсальным коммуникативным сообществом, а не актуальной очевидностью всеобщего акта «я мыслю», как у Декарта или Канта). а не актуальной очевидностью всеобщего акта «я мыслю», как у Декарта или Канта).
Хабермас связал понятие разума С эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. С эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. Понятие разума не является независимым от эмпирических наблюдений и должно постоянно подтверждать себя в диалоге с конкретными научными дисциплинами, Понятие разума не является независимым от эмпирических наблюдений и должно постоянно подтверждать себя в диалоге с конкретными научными дисциплинами, отражающими факт функциональной дифференциации общества отражающими факт функциональной дифференциации общества Диалог философии с частными науками анализируется Хабермасом на различных примерах Диалог философии с частными науками анализируется Хабермасом на различных примерах
Основной мотив критической теории Хоркхаймера и Адорно Хабермас с самого начала стремился дополнить теорией демократии. Хабермас с самого начала стремился дополнить теорией демократии. Этим Франкфуртская школа была выведена из тупика негативизма и получила мощный импульс для дальнейшего развития. Этим Франкфуртская школа была выведена из тупика негативизма и получила мощный импульс для дальнейшего развития. Он ввел в обсуждение понятие «публичность», публичная сфера Он ввел в обсуждение понятие «публичность», публичная сфера Анализировал взаимосвязь права и демократии Анализировал взаимосвязь права и демократии
Книги Хабермаса в России
4. Анархизм 4.1. Анархо-индивидуализм 4.1. Анархо-индивидуализм 4.2. Анархизм взаимопомощи 4.2. Анархизм взаимопомощи 4.3. Анархо-социализм 4.3. Анархо-социализм 4.4. Анархо-коммунизм 4.4. Анархо-коммунизм 4.5. Политическая теория анархизма 4.5. Политическая теория анархизма 4.6. Анархизм на практике 4.6. Анархизм на практике
4.1. Анархо-индивидуализм Уильям Годвин ( ) Уильям Годвин ( ) жена – Мэри Уоллстоункрафт жена – Мэри Уоллстоункрафт Дочь – Мэри Шелли Дочь – Мэри Шелли Дочь – Клер, возлюбленная Байрона Дочь – Клер, возлюбленная Байрона Сформулировал образ идеального сообщества, их появление предполагает роспуск правительства. Сформулировал образ идеального сообщества, их появление предполагает роспуск правительства. Когда люди приходя к соглашению, исчезает потребность в государстве, законе и ином внешнем механизме. Когда люди приходя к соглашению, исчезает потребность в государстве, законе и ином внешнем механизме. «Исследование относительно политическое справедливости и ее влияния на общую добродетель и счастье» «Исследование относительно политическое справедливости и ее влияния на общую добродетель и счастье» Идея коммун и влияние на Ш.Фурье Идея коммун и влияние на Ш.Фурье
Джошуа Уоррен ( ) Участник одной из колоний Оуэна из Бостона, Участник одной из колоний Оуэна из Бостона, Пришел к резкому отрицанию обычных для таких коммун принципов: безграничной солидарности и сотрудничества. Пришел к резкому отрицанию обычных для таких коммун принципов: безграничной солидарности и сотрудничества. Он выдвинул принципы единоличной работы, прямого обмена по себестоимости и строгой взаимности Он выдвинул принципы единоличной работы, прямого обмена по себестоимости и строгой взаимности 1. Считал, что индивидуум должен следовать только своим желаниям 1. Считал, что индивидуум должен следовать только своим желаниям 2. Признавал трудовую теорию стоимости, считая, что индивиды владеют продуктами собственного труда 2. Признавал трудовую теорию стоимости, считая, что индивиды владеют продуктами собственного труда
Бенджамин Такер ( ) Книга «Государственный социализм и анархизм»: «В способе воспитания и заботы о детях анархисты не будут создавать ни коммунистические ясли, за которые выступают сторонники Государственного социализма, или поддерживать коммунистическую школьную систему, которая сейчас преобладает. Книга «Государственный социализм и анархизм»: «В способе воспитания и заботы о детях анархисты не будут создавать ни коммунистические ясли, за которые выступают сторонники Государственного социализма, или поддерживать коммунистическую школьную систему, которая сейчас преобладает. Няня и учитель, подобно доктору и священнику, должны свободно выбираться, а их услуги должны оплачиваться теми, кто им покровительствует. Няня и учитель, подобно доктору и священнику, должны свободно выбираться, а их услуги должны оплачиваться теми, кто им покровительствует. Родительские права не должны быть ликвидированы. Родительские права не должны быть ликвидированы.
Бенджамин Такер: «…анархисты признают и защищают прав любого мужчины и женщины любить друг друга настолько длительное или короткое время, насколько они могут и хотят. Для них легальный брак и легальный развод – это равный абсурд.» «…анархисты признают и защищают прав любого мужчины и женщины любить друг друга настолько длительное или короткое время, насколько они могут и хотят. Для них легальный брак и легальный развод – это равный абсурд.» Редактор и издатель журнала индивидуального анархизма «Либерти». Редактор и издатель журнала индивидуального анархизма «Либерти». Наиболее известная книга носит название «Вместо книги». Наиболее известная книга носит название «Вместо книги». Придерживался философии «естественного права», по которой каждый человек имеет неотчуждаемое право контроля над плодами своего труда и на невмешательство со стороны Придерживался философии «естественного права», по которой каждый человек имеет неотчуждаемое право контроля над плодами своего труда и на невмешательство со стороны
Лисандер Спунер (1808-?) На основе доводов против рабства, базирующихся на естественных правах, пришел к выводу, что никакой договор, включая Конституцию, который человек не подписывал лично, не может служить основанием для отказа ему в естественных правах. На основе доводов против рабства, базирующихся на естественных правах, пришел к выводу, что никакой договор, включая Конституцию, который человек не подписывал лично, не может служить основанием для отказа ему в естественных правах. Критика конституций как механизма гарантирования привилегий меньшинства Критика конституций как механизма гарантирования привилегий меньшинства Работа «Неавторитетная Конституция» Работа «Неавторитетная Конституция» Последователи - Анархо-капитализм и либертарианство Последователи - Анархо-капитализм и либертарианство
4.2. Анархизм взаимопомощи Пьер-Жозеф Прудон ( ) Пьер-Жозеф Прудон ( ) Работа «Что такое собственность?» (1840) Работа «Что такое собственность?» (1840) Выступал против ренты и прибыли. Выступал против ренты и прибыли. Развивая теорию Годвина, указал, что никакое согласие невозможно, пока есть частная собственность. Развивая теорию Годвина, указал, что никакое согласие невозможно, пока есть частная собственность. Интерес коммунистов к проблеме равенства должен быть дополнен индивидуализмом, который часто обеспечивается собственностью. Интерес коммунистов к проблеме равенства должен быть дополнен индивидуализмом, который часто обеспечивается собственностью.
Мьючиализм Как смесь коммунистического равенства с анархическим индивидуализмом Как смесь коммунистического равенства с анархическим индивидуализмом Вместо торга на рынке ради прибыли Прудон представил индивидов, торгующих ради получения прямого эквивалента тому, что они предлагают – «Этический обмен» Вместо торга на рынке ради прибыли Прудон представил индивидов, торгующих ради получения прямого эквивалента тому, что они предлагают – «Этический обмен» Вместо прибыльных банков – банки взаимного кредитования, процент для покрытия операционных затрат банка Вместо прибыльных банков – банки взаимного кредитования, процент для покрытия операционных затрат банка
4.3. Анархо-социализм Характерен интерес к добровольному сотрудничеству. Характерен интерес к добровольному сотрудничеству. Михаил Александрович Бакунин Михаил Александрович Бакунин ( ). ( ). Работа «Бог и государство» (1882): Универсальные авторитеты, от кого бы не исходили – от правительства, церкви или иных институтов, не заслуживают почтения. Человек должен опираться на свой разум. Работа «Бог и государство» (1882): Универсальные авторитеты, от кого бы не исходили – от правительства, церкви или иных институтов, не заслуживают почтения. Человек должен опираться на свой разум. Отрицал как государственность, так и революционную диктатуру Отрицал как государственность, так и революционную диктатуру Полемика с Марксом в рамках I Интернационала Полемика с Марксом в рамках I Интернационала
М.Бакунин: «Государство – это зло, но зло исторически оправданное, поэтому оно должно со временем перестроиться, исчезнуть, превратиться в «канцелярию», уступить место обществу самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций на принципах социализма: «Государство – это зло, но зло исторически оправданное, поэтому оно должно со временем перестроиться, исчезнуть, превратиться в «канцелярию», уступить место обществу самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций на принципах социализма: свободы, равенства, справедливости для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации. свободы, равенства, справедливости для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации. Свобода без социализма – это несправедливость, социализм без свободы – это рабство» Свобода без социализма – это несправедливость, социализм без свободы – это рабство»
4.4. Анархо-коммунизм Князь Петр Алексеевич Кропоткин Князь Петр Алексеевич Кропоткин ( ). ( ). Считал, что все ресурсы должны Считал, что все ресурсы должны находиться в общественной собственности коммун, и каждый человек может пользоваться этими ресурсами по потребности. Тогда люди смогут трудиться без материальных стимулов. Если исчезнет нужда и зависть – не будет почвы для преступлений. А тогда отпадет необходимость и в таких централизованных институтах, как право. находиться в общественной собственности коммун, и каждый человек может пользоваться этими ресурсами по потребности. Тогда люди смогут трудиться без материальных стимулов. Если исчезнет нужда и зависть – не будет почвы для преступлений. А тогда отпадет необходимость и в таких централизованных институтах, как право. Считал, что сотрудничество также есть в природе, как и конкуренция. Идеи захватят людей, а революция будет спонтанной. Считал, что сотрудничество также есть в природе, как и конкуренция. Идеи захватят людей, а революция будет спонтанной.
Эмма Гольдман ( ) Родилась в Литве, в 1886 г. эмигрировала в США, в 1919 г. – депортирована в Россию. Участник гражданской войны в Испании в 1936 г. Родилась в Литве, в 1886 г. эмигрировала в США, в 1919 г. – депортирована в Россию. Участник гражданской войны в Испании в 1936 г. Соединила анархизм с феминизмом Соединила анархизм с феминизмом Издавала газету анархистскую «Мать Земля» Издавала газету анархистскую «Мать Земля» Опыт в России в гг. – написала книгу «Мои новые разочарования в России». Новый тип тирании. «Средства восстания могут означать конец восстания!» «Сегодня – родитель для завтра. Настоящее отбрасывает длительную тень на будущее…Революция, свободная от этических ценностей, закладывает основы для угнетения в будущем обществе» Опыт в России в гг. – написала книгу «Мои новые разочарования в России». Новый тип тирании. «Средства восстания могут означать конец восстания!» «Сегодня – родитель для завтра. Настоящее отбрасывает длительную тень на будущее…Революция, свободная от этических ценностей, закладывает основы для угнетения в будущем обществе»
4.5. Политическая теория анархизма Анти-стейтизм, анархизм как отрицание принципа авторитета. Символы правительства – клуб, пистолет, галстук и тюрьма (Эмма Гольдман). Анти-стейтизм, анархизм как отрицание принципа авторитета. Символы правительства – клуб, пистолет, галстук и тюрьма (Эмма Гольдман). Особый взгляд на природу человека: все зло – от политических институтов Особый взгляд на природу человека: все зло – от политических институтов Естественный порядок. «Человек рождается свободным, но всюду он в оковах» - Руссо. Освободите человека от государства, и он проявит лучшие качества Естественный порядок. «Человек рождается свободным, но всюду он в оковах» - Руссо. Освободите человека от государства, и он проявит лучшие качества
Антиклерикализм. Не признается авторитет церкви. – развитость его в католических странах. Среди анархистов сегодня есть влиятельное мистическое учение. Многие исповедуют таосизм и дзен- буддизм Антиклерикализм. Не признается авторитет церкви. – развитость его в католических странах. Среди анархистов сегодня есть влиятельное мистическое учение. Многие исповедуют таосизм и дзен- буддизм Экономическая свобода. Неприятие капиталистической и социалистической системы, любого госрегулирования Экономическая свобода. Неприятие капиталистической и социалистической системы, любого госрегулирования Анархия и сообщество. Сообщество равных выживет, если убрать гнет государства. Условия – общие убеждения, прямые и многосторонние отношения, принцип взаимности, любовь и дружба между членами общины – Кибуцы в Израиле и колхозы в СССР Анархия и сообщество. Сообщество равных выживет, если убрать гнет государства. Условия – общие убеждения, прямые и многосторонние отношения, принцип взаимности, любовь и дружба между членами общины – Кибуцы в Израиле и колхозы в СССР
Три пути к анархистскому идеалу 1. Революционное насилие (индивидуальный и групповой террор) 1. Революционное насилие (индивидуальный и групповой террор) 2. Прямые действия – не участие в государственной машине, форма народного активизма без централизации – влияние на «новые социальные движения» - феминизм, энвайраметализм, за права сексуальных меньшинств, антиглобализм 2. Прямые действия – не участие в государственной машине, форма народного активизма без централизации – влияние на «новые социальные движения» - феминизм, энвайраметализм, за права сексуальных меньшинств, антиглобализм 3. Ненасилие ( опыт Льва Толстого и Махатмы Ганди) 3. Ненасилие ( опыт Льва Толстого и Махатмы Ганди)
4.6. Анархизм на практике Политический терроризм в России (народовольцы, эсеры). Эстетизация террора. Политический терроризм в России (народовольцы, эсеры). Эстетизация террора. Анархизм в гражданскую войну – Нестор Махно Анархизм в гражданскую войну – Нестор Махно Гражданская война в Испании (анархо-синдикалисты + идеи М.Бакунина) Гражданская война в Испании (анархо-синдикалисты + идеи М.Бакунина) «Бунтующие 1960-е» - студенческое движение «Бунтующие 1960-е» - студенческое движение Антиглобалисты современности Антиглобалисты современности
Мы коснулись сегодня таких имен, как : Эразм Роттердамский ( ) Эразм Роттердамский ( ) Томас Мор ( ) Томас Мор ( ) Жан-Жак Руссо ( ) Жан-Жак Руссо ( ) Адам Смит ( ) Адам Смит ( ) Уильям Годвин ( ) Уильям Годвин ( ) Георг Вильгельм Фридрих Гегель( ) Георг Вильгельм Фридрих Гегель( ) Роберт Оуэн ( ) Роберт Оуэн ( ) Дэвид Рикардо ( ) Дэвид Рикардо ( ) Шарль Фурье ( ) Шарль Фурье ( ) Джошуа Уоррен ( ) Джошуа Уоррен ( ) Эмерсон, Ралф Уолдо (1803–1882), Эмерсон, Ралф Уолдо (1803–1882), Натаниэль Готорн ( ) Натаниэль Готорн ( )
Людвиг Фейербах ( ) Людвиг Фейербах ( ) Лисандер Спунер (1808-?) Лисандер Спунер (1808-?) Альберт Брисбейн ( ) Альберт Брисбейн ( ) Пьер-Жозеф Прудон ( ) Пьер-Жозеф Прудон ( ) Сара Маргарет ФУЛЛЕР ( ) Сара Маргарет ФУЛЛЕР ( ) Михаил Александрович Бакунин ( ). Михаил Александрович Бакунин ( ). Карл Маркс ( ) Карл Маркс ( ) Князь Петр Алексеевич Кропоткин ( ). Князь Петр Алексеевич Кропоткин ( ). Эдуард Бернштейн ( ) Эдуард Бернштейн ( ) Бенджамин Такер ( ) Бенджамин Такер ( ) Гео́ргий Валенти́нович Плеха́нов (1856 – 1918) Гео́ргий Валенти́нович Плеха́нов (1856 – 1918) Жан Жоре́с ( ) Жан Жоре́с ( )
Алекса́ндр Мильера́н ( ) Алекса́ндр Мильера́н ( ) Карл Грюнберг ( ) Карл Грюнберг ( ) Эмиль Вандервельде ( ). Эмиль Вандервельде ( ). Эмма Гольдман ( ) Эмма Гольдман ( ) Владимир Ильич Ленин ( ) Владимир Ильич Ленин ( ) Давид Борисович Рязанов ( ) Давид Борисович Рязанов ( ) Иосиф Виссарионович Сталин ( ) Иосиф Виссарионович Сталин ( ) Троцкий, Лев Давидович (1879–1940) Троцкий, Лев Давидович (1879–1940) Лукач Дьёрдь Георг ( ) Лукач Дьёрдь Георг ( ) Карл Корш ( ) Карл Корш ( ) Никола́й Ива́нович Буха́рин ( ) Никола́й Ива́нович Буха́рин ( ) Антонио Грамши ( ) Антонио Грамши ( )
Ва́льтер Бе́ньямин ( ) Ва́льтер Бе́ньямин ( ) Макс Хо́ркхаймер ( ) Макс Хо́ркхаймер ( ) Карл Август Виттфогель ( ) Карл Август Виттфогель ( ) Герберт Маркузе ( ) Герберт Маркузе ( ) Эрих Фромм ( ) Эрих Фромм ( ) Теодор Адорно ( ) Теодор Адорно ( ) Юрген Хабермас (Род. 1929) Юрген Хабермас (Род. 1929) Никос Пуланзас ( ) Никос Пуланзас ( ) Генрих Гроссман Генрих Гроссман Александр Клюге Александр Клюге Лео Левенталь Лео Левенталь Оскар Негт Оскар Негт Франц Нейман Франц Нейман Фридрих Поллок Фридрих Поллок Альфред Шмидт Альфред Шмидт
Осень в Павловском парке