Авторы Колодина О. М., Яркина А. В. учителя начальных классов МОУ Цнинская СОШ 2
Актуальность выбранной темы Актуальными задачами обучения математике в современной начальной школе является создание действенных и эффективных условий для целенаправленного развития и совершенствования познавательных способностей младших школьников, повышение их интеллектуального уровня и творческих возможностей, расширение математического кругозора, формирования культуры и самостоятельного мышления. Существует несколько вариативных программ. Основная цель вариативного обучения математике – формирование у учащихся интеллектуальных явлений: - умение анализировать математические факты и делать соответствующие выводы; - видеть разные функции одного и того же объекта; - классифицировать объекты; - умение сравнивать математические объекты; - обобщать; - переносить известные способы деятельности в другие условия.
Цель: Формирование у учащихся обобщенных интеллектуальных знаний, таких, как умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы, выделять существенные признаки, сравнивать математические объекты, классифицировать их, переносить известные способы деятельности в другие условия. Подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях.
Задачи: Создание действенных и эффективных условий для целенаправленного развития познавательных способностей. Повышение их интеллектуального уровня и творческих возможностей. Расширение математического кругозора. Формирования культуры и самостоятельности мышления. Воспитание интереса к математике и культурного общения на уроке. Обучение младших школьников построению, исследованию и применению математических моделей.
Гипотеза: Применение активных форм и методов учебно- воспитательного процесса позволит повысить уровень познавательного интереса к урокам математики. Приоритет в обучении предмету отдается не традиционной передаче готовых знаний, а овладению основными методами математической деятельности, самостоятельному «открытию» нового младшими школьниками.
Планируемые результаты: Разработка дидактических материалов для учебно- воспитательного процесса. Развитие интереса к урокам математики. Развитие творческих способностей. Повышение уровня познавательного интереса младших школьников к урокам математики. В случае получения положительных результатов распространение опыта среди коллег школы, района и родителей.
Этапы работы: Подготовительный - Изучение методической литературы, нормативных документов, передового педагогического опыта по исследуемой проблеме. - Систематизация форм, методов и приемов образования и воспитания младших школьников. Основной - Разработка дидактических материалов, дополнение программ начального обучения. - Применение активных форм и методов в учебно-воспитательном процессе. Заключительный - Анализ проектной деятельности. - Выводы по исследуемой гипотезе. - Распространение положительного опыта.
Методы и приемы: Моделирование игровых ситуаций (ролевые, дидактические, соревнование). Работа с калькулятором. Проектирование. Тестирование. Нетрадиционные уроки. Перфокарты. Мозговой штурм. Коммуникативная атака. Экспресс опрос.
Диагностирование учащихся Положительная мотивация к учению 1 – мне нравится учиться; 2 – мне нравится находить ответы на непонятные вопросы; 3 – я стремлюсь получать хорошие оценки; 4 – качество знаний по математике
Информационные ресурсы: Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Учебно - методическое пособие. М., «Дрофа»,2002 Баранов С.П. Педагогика. Учебное пособие. Волков С.П., Столярова И.И. Математические задания. М., «Просвещение»,2003 Журналы «Начальная школа», 2007 – 2009 г. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике, Творческий поиск учителей начальных классов – из опыта работы. Тамбов, Волощенко Л.М. Развитие мышления младших школьников на уроках математики &catid=2: &Itemid=5 samrasp.ru/publ/ school-11eao.ucoz.ru/____.doc