Тема: «С математикой – в космический полет» Познавательное занятие по формированию математических представлений в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (второй год обучения) МБДОУ ДСКВ 45 «Искорка» Воспитатель: Макарова Ольга Николаевна
Тема: «С математикой – в космический полет» Познавательное занятие по формированию математических представлений в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (второй год обучения) МБДОУ ДСКВ 45 «Искорка» Воспитатель: Макарова Ольга Николаевна
Обучающие задачи: Продолжать учить составлять простые арифметические задачи. Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. Упражнять в счете в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев года. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закрепить умение различать понятия: выше -ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще – тоньше, старше -младше.
Развивающие задачи: Развивать психические процессы: логическое мышление, воображение, память, внимание. Способствовать формированию развития речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарем, индивидуальные занятия. Оборудование: коврограф, цифры, знаки, мяч. Демонстрационный материал: модель для составления арифметических задач. Раздаточный материал: геоконт, карточки с цифрами от 1до 20, математические наборы, тетради, карандаши, палочки Кюзейнери. Методические приемы: Игровой Наглядный Словесный Поощрение, анализ занятия.
Ход занятия: I. Занятие начинается со стихотворения. Давайте, ребята, учится считать! Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа, Без счета не будет на улице света, Без счета не может подняться ракета, И в прядки сыграть не сумеют ребята. Беритесь ребята скорей за работу Учится считать, чтоб не сбиться со счету.
- « Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправляемся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь ». -«А на чем мы с вами отправимся? Перед вами геоконт, а на нем цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем с вами полетим». - «Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?
II. Сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 20. Я называю число, а вы на карточке обводите предыдущую и последующую цифру. Воспитатель спрашивает : какое число называется предыдущим, последующим.
-Итак, наша ракета поднялась, мы летим. А пока мы летим, я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно: У бабушки Даши внучка Маша Кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1) На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2) 9 грибов нашел Вадим, А потом еще один. Вы ответьте на вопрос: Сколько он принес грибов?»
III. Физкультминутка В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник - (изображаем рисование) В среду долго умывался, (умываемся) А в четверг в футбол играл (бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем) Очень долго танцевал (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал.(дети садятся на корточки -засыпают)
IV.«Ребята мы не заметили, как быстро долетели. Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты. Объекты заколдованные, зашифрованные. Это какие-то модели. Можно ли по этим моделям придумать задачки? Прежде чем вы составите их, давайте вспомним: - Из каких двух частей состоит задача? (условие, вопрос) - Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? - Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? Модель: 8+1=9 решение: на дереве сидело 8 птиц, к ним прилетела еще одна. Сколько всего стало птиц на дереве? 4+2; 6+1; 7-1 решение дети выкладывают с помощью палочек Кюзейнери.
V. - А теперь нам пора возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки. Откройте тетради, возьмите карандаш. Математический диктант. В левом верхнем углу нарисуйте квадрат- сторона квадрата равна 2 клеточкам. В правом нижнем углу овал. В левом нижнем углу прямоугольник. В правом верхнем углу круг. А посередине треугольник. - Опять берем старт. Отсчитываем от 10 до 0 (обратный счет) - Пуск! Полетели!
VI. - А пока мы летим –небольшая «умственная разминка» - Какое сейчас время года? - Сегодня четверг, а завтра? - Какие арифметические знаки вы знаете? - Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…? - Если дорога шире тропинки, то тропинка? - Сколько месяцев в году? -Назовите зимние месяца. - Сколько ушей у трех мышей? - Сколько концов у двух палок? - Если сестра старше брата, то брат…? VII. - Мы приземлились! Земля встречает нас звездочками за хорошую работу. Воспитатель раздает детям звездочки, подводит итог занятия. Дети наклеивают звездочки в блокнотики.