Опыт проведения контроля знаний учащихся
Уменьшение часов аудиторных занятий и увеличение роли самостоятельной работы при изучении дисциплин математического цикла потребовало от преподавателей значительного совершенствования работы по двум направлениям: организация самостоятельной работы учащихся; усиление контроля знаний учащихся.
В процессе преподавания проверку состояния знаний учащихся целесообразно проводить в ходе всего учебного процесса. По своим целям контроль знаний учащихся подразделяется на текущий, тематический и. По своим целям контроль знаний учащихся подразделяется на текущий, тематический и итоговый. Основными формами проверки знаний по математике являются устный опрос и письменные самостоятельные и контрольные работы. Для текущего контроля знаний почти на каждом занятии проводятся небольшие по объему письменные самостоятельные работы.
Примеры самостоятельных работ текущего контроля. Тема: Предел функции. Найдите пределы
Тема: Непрерывность функции. Найдите точки разрыва функции, исследуйте их характер. Постройте график функции. Тема: Интегрирование заменой и по частям. Найдите интегралы: 1. 2.
Целью тематического контроля является определения уровня знаний учащихся по каждой теме курса в целом. Для такого контроля используются письменные контрольные работы, содержащие задания по всем узловым вопросам темы. Итоговая проверка знаний (форма - экзамен или зачет) должна выявить уровень знаний учащихся за семестр.
Тема контрольной работы: Определенные интегралы. Вычислите интегралы: Тема контрольной работы: Определенные интегралы. Вычислите интегралы: Вычислите несобственный интеграл или докажите его расходимость: или докажите его расходимость: 5. Исследуйте несобственный интеграл на сходимость: интеграл на сходимость: 6. Вычислите объем тела, образованного вращением фигуры, ограниченной линиями и вокруг оси Оy. вокруг оси Оy.
Целью итоговой проверки знаний в форме экзамена является выявление уровня знаний учащихся за семестр. Экзамены по математике проводятся в форме поточных письменных экзаменов. Экзаменующийся получает билет, включающий 12 задач. Задача экзаменационного билета состоит из теоретической и практической части. Каждая задача оценивается в определенное количество баллов, теоретическая и практическая часть отдельно. В зависимости от набранных баллов выставляется экзаменационная оценка.
В конце семестра преподаватель, ведущий практические занятия, проставляет учащемуся дифференцированный допуск к экзамену. Если учащийся имеет задолженности по какой-либо теме (им не написаны контрольные работы, не выполнены типовые расчеты), он получает дополнительные задачи по этой теме. Учащиеся, имеющие полный допуск, решают задачи, начиная с пятой. Баллы за первые четыре задачи им приплюсовываются автоматически. Учащиеся, не имеющие допуск, решают дополнительные задачи по темам, по которым у них нет допуска, из первых четырех. Такой метод стимулирует систематическую работу в течение семестра.