Мониторинг по математике Подготовил учитель математики Копылова Ж.В.
Мониторинг знаний учащихся - предназначен для формирования рейтинговой оценки знаний. Основная задача – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, проводится через нулевой, промежуточный и итоговый срезы. Мониторинг профессионального мастерства учителей. Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. Для учителя диагностической инфоpмацией являются pезультаты контрольных срезов и их динамика в пpодвижении от "нулевого pезультата к "промежуточному, от "промежуточного к "итоговому Работа по полученным данным напpавлена на фоpмиpование у каждого учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке, на преодоление негативного отношения к конфликтным, некоммуникабельным детям, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию. Создание единого информационного пространства мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов.
Мониторинг осуществляется во всех классах с 1 -го по 11 -й по всем предметам непрерывно в течение всего учебного года по мере прохождения учащимися основных блоков тем, при этом данная система независима от текущего контроля учителя, но учитывает специфику преподавания различных предметов в разных профилях школы, т. е. в зависимости от уровня преподавания предмета в конкретном профиле составляются разные по уровню сложности задания.
Все работы проводятся в тестовом виде в связи с тем, что современная система образования в школе переходит на данный вид контроля: как в рамках итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ. В итоге при соответствующем оборудовании банк тестов должен быть сформирован в электронном виде, и все проверочные работы должны проводиться при помощи компьютеров.
Система мониторинга представляет собой инструментарий, предназначенный для формирования рейтинговой оценки знаний как отдельного субъекта процесса обучения, так и коллектива обучающихся в целом на определенном временном интервале. Основная задача мониторинга состоит в непрерывном отслеживании состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
достигается ли цель образовательного процесса; существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований; существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя; соответствует ли уровень сложности учебного материала предмета возможностям обучающегося. Эта задача решается путем проведения нулевого, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов. Результаты срезов фиксируются с помощью рейтинговой оценки.
Нулевой срез рекомендуется проводить в первые две недели учебного года. Его цель - определение уровня знаний учащихся в начале цикла обучения (начальное диагностирование, готовность класса к данному этапу обучения). В ходе проведения нулевого среза учитель осуществляет: 1. Прогнозирование (совместно с учениками) возможности успешного обучения на данном этапе. 2. Разработку совместно с классом схемы действий для преодоления затруднений в обучении. 3. Согласование предметных требований при переходе учебного процесса от одного предмета к другому (например, математика-физика-информатика). 4. Оценку наличия интегрированных связей в обучении. 5. Оценку методической подготовленности учителя посредством экспертной оценки результатов среза (формирование цели нулевого среза, анализ результатов, план действий и требования к индивидуальному подходу в обучении).
Анализ результатов нулевого среза дает возможность: выбрать учителю адекватную методику обучения; сформировать у учащихся установку на возможность позитивного результата обучения; назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся; провести коррекцию учебного графика.
Целями проведения промежуточного среза являются: оценка успешности продвижения учащихся в предметной области; подведение промежуточных итогов обучения. Задачами промежуточного среза являются: 1. Оценка преподавателем успешности выбора методики обучения. 2. Корректировка учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения. 3. Формирование рейтинговой оценки учащихся. Промежуточный срез, как и нулевой, проводится в письменной форме или на компьютере. Результаты промежуточного среза анализируются и обсуждаются с учащимися. Учащимся, успевающим на "отлично", предлагаются творческие работы. Это могут быть элементы НИР, изучение дополнительных разделов предметного курса или работа на свободную тему.
Цель проведения итогового среза - подведение итогов года обучения. Задачи, решаемые при проведении итогового среза: 1. Анализ результатов обучения. 2. Оценка успешности освоения учащимися предмета. 3. Анализ действий учителя на данном этапе обучения. 4. Формирование итоговой рейтинговой оценки и заключение об успешности выполнения учащимися учебной программы. Итоговые срезы проводятся за две недели до окончания учебного года.
Результаты срезовых работ анализируются следующим образом: 1. Для оценки динамики процесса обучения от начального диагностирования к текущему и далее к итоговому сравниваются данные по каждому классу по этим контрольным точкам в пределах установленного оценочного диапазона. 2. Для оценки прочности усвоения знаний результаты нулевого среза последующего года сравниваются с результатами итогового среза предыдущего года.
Результаты мониторинга обрабатываются как в целом по школе, по параллели, по классу, по предмету, так и по каждому учащемуся и учителю в отдельности, причем все рассматривается в динамике, как в течение учебного года, так и по сравнению с предыдущим учебным годом. Ниже приведен образец анализа работы, проведенной в сентябре 2005г.:
Мониторинг не только оказывает методическую помощь учителю, и по психологическую подготовку учащихся к тестовым формам контроля, и по выстраиванию индивидуальной траектории преодоления неуспешности различных участников образовательного процесса
Ожидаемые показатели: повышение информированности и мобильности администрации школы; повышение педагогического мастерства учительского коллектива школы; повышение качества обученности учащихся; наличие в школе единого банка мониторинговых работ по всем предметам на электронных носителях и единого банка результатов мониторинговых работ на электронных носителях (результативность УВП и деятельности учителя, отчеты, электронные журналы классов, электронные дневники учащихся); наличие в школе единой компьютерной сети для осуществления как мониторинговых исследований, так и взаимосвязи участников данного процесса; системное проведение мониторинговых исследований на основе технологических карт учителя и карт управления процессом повышения педагогического качества образования.