ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Первые школы Первоначально образование было полностью сосредоточено в руках духовенства и предназначено только для духовенства Образование давали школы при монастырях и соборах. Такие школы бывали как внутренними, так и внешними.
Первые школы Внутренние предназначались только для духовенства Обычно здесь изучали семь свободных искусств. Во внешних образование могли получит представители других сословий.
Первые школы Начиная примерно с 11 века появилась необходимость в большом количестве образованных людей. Да и требования к образованным людям стали больше. Теперь нужны были не просто грамотные люди, но и специалисты. Поэтому стали появляться различные новые учебные учреждения. Среди них можно упомянуть гильдейские и цеховые школы. В отличие от традиционных здесь основной упор делался не на изучение латыни, а именно родного языка. Продолжали оставаться школы при монастырях и соборах.
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ: В эту эпоху действовали два фактора, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым – и едва ли не главным – фактором являлась христианская традиция. Второй фактор – влияние античной традиции (содержание школьных программ, комментированный характер обучения).
Философско-педагогическая мысль Философско-педагогическая мысль европейского Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души. Основой воспитания признавалось божественное начало. Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви.
Образец воспитания давало монашество. Идеалом монашества провозглашалось нравственное воспитание, под которым понималось воспитание «чистоты сердца» путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроля над желаниями, мыслями, поступками. Это не исключало и необходимости приобретения светских знаний.
Особую роль в ту эпоху играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). Поэтому образование также структурировалось в зависимости от социального положения.
ДУХОВЕНСТВО ФЕОДАЛЫ ПРОСТОЕ СОСЛОВИЕ Каждое сословие имело свою систему образования.
Воспитание и обучение В практике воспитания и обучения раннего Средневековья причудливо переплетались языческая (варварская), античная и христианская традиции. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено в системе ученичества и рыцарского воспитания
Образование простого сословия Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купеческой среде. Простое сословие обучалось в церковно-приходских школах или в школе на дому у священника. Обучались только лица мужского пола. Дисциплина поддерживалась с помощью телесных наказаний. Если ученик проявлял особые способности, то его могли рекрутировать в духовенство.
Образование феодального сословия Светские феодалы помимо школьного обучения прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения – рыцарскому воспитанию. В феодальной сфере существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции.
Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей», в которые входили: -владение копьем -фехтование -езда верхом -плавание -охота -игра в шахматы -пение стихов собственного сочинения и игра на музыкальном инструменте
В 7 лет юных феодалов определяли на службу пажами при супруге сюзерена и ее придворных. Педагогами обычно были лица из служилой дворовой челяди. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях. В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах, поединках, играх и пр.
Духовенство В ранней Средневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы. Прежде всего они были доступны высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа). Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами (возраст обучавшихся: 7-10 лет) и учебные заведения повышенного образования – большими школами (возраст: с 10 лет).
В церковных школах повышенного образования обучали по программе семи свободных искусств, которая, в свою очередь, делилась на две части: Тривиум (низшая школа) -грамматика -риторика -диалектика Квадривиум (высшая школа) -арифметика -география -астрономия -музыка
Появление городских школ В период с XII по XV в. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это выразилось в появлении так называемых городских школ и университетов. Первые городские школы появились во второй половине XII - начале XIII в. в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Гамбурге и других городах.
Эти школы рождались из системы ученичества из цеховых и гильдийских школ, а также школ счета для детей торговцев и ремесленников. Возникшие в XIII – XIV вв. цеховые школы давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Программа городских школ по сравнению с программой церковных школ носила более прикладной характер.
Становление университетов Важной вехой в развитии науки и образования стало создание университетов. Рождение и права университетов подтверждались особыми документами – привилегиями, подписанными римскими папами или царствующими особами.
Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI начале XIIв. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200г.), а также университеты в Неаполе (1224г.), Оксфорде (1206г.), Кембридже (1231г.), Лиссабоне (1290г.). Университеты учреждались и светской властью.
Во второй половине XIII в. в университетах появляется разделение на факультеты. Поступить в университет можно было закончив подготовительный (артистический) факультет, находящийся при этом же университете. Обучение на нем должно было длиться 7 лет. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. По окончании выпускнику присваивалась степень магистра искусств.
При дальнейшем поступлении на один из факультетов университета обучение составляло 5-6 лет, а выпускник получал диплом доктора наук. Рост университетского образования отвечал велениям времени.
Университеты Важнейшей привилегией университета было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора и т.д.). Другие учреждения также выдавали дипломы о своим выпускникам. Но они признавались только там где существовала власть, узаконившая это учреждение, например в родном городе.
Система образования Стандарты: первый курс от лет Не существовало и разделения по возрастным категориям. Не существовало и твердого понятия о том, сколько должен проучиться тот или иной студент Срок обучения мог измениться в любую сторону.
Система образования Сначала студент должен был закончить факультет Общих искусств Срок обучения: 5-7 лет Проучившийся первые 2 года получал степень бакалавра, прослушавший полный курс магистра свободных искусств. Факультет Свободных искусств заканчивали примерно треть студентов.
Форма обучения Сначала читались лекции, обычно по книге. Студенты конспектировали лекцию. Затем преподаватель выделял основной вопрос данной лекции и разделял его на части. На вечерних лекциях другие преподаватели, нередко бакалавры разъясняли студентам детали.
Форма обучения Каждую неделю происходили диспуты, на котором преподаватель и его оппоненты разбирали какой-либо вопрос, заранее подготовленный преподавателем. На такие диспуты мог прийти любой студент или преподаватель, а также любой желающий. Диспуты сравнивали с турнирами. Однако наиболее важными были диспуты, когда мэтр должен был отвечать на любой вопрос. Такие диспуты происходили обычно два раза в год. На них поднимались самые разные вопросы, от богословских до политических.
Форма обучения Сдача экзамена: Для получения степени необходимо было сдать экзамен. Обычно он заключался в том что экзаменуемый получал отрывок из какой-то книги, и после подготовки должен был прокомментировать его и ответить на вопросы экзаменаторов.
Система образования Факультеты факультет Свободных искусств: Срок обучения: 2 года Правовой (юридический) Срок обучения: 6лет Теологический факультет Срок обучения: 8 лет Медицинский Срок обучения: 6 лет
Организация и должности Первоначально университет подчинялся специальному представителю местного духовенства, чаще всего эта должность назначалось канцлер. Позднее, уже с 12 в. Канцлер или становится выборным главой университета из среды его докторов, как в Оксфорде или же теряет реальную власть, как в Париже.
Организация и должности В Париже очень большую роль играли регенты, т.е. преподаватели имевшие высшие степени. Они каждый на своем факультете избирали декана, или ректора на факультете Свободных искусств.
Организация и должности Большое значение также имели прокураторы, т.е. главы наций, также выбираемые регентами. Вообще власть в университете обычно выбиралась, и это было очень важным фактором. Система власти и присвоения степеней была очень демократичной.
Источники науки Основными источниками для ученых того времени были работы античных авторов. В Европе их практически не осталось поэтому основными источниками были переводы с арабского. Определенную роль играли переводы и с греческого, из Византии. Большую роль здесь играла Испания, где кроме арабского широко использовались и еврейские источники. А также Италия. Кое что приходило из государств крестоносцев в Сирии и Палестине.
7 Свободных искусств Постижение семи свободных искусств было фундаментом образования человека того времени. Следует учесть, что преподавание нередко шло на латыни. Знание латыни или ее изучение на уроках грамматики было непременным условием получения образования. Нередко вся система образования строилась на латыни.
7 Свободных искусств Грамматика Риторика Диалектика и логика Арифметика Геометрия Астрономия + элементы астрологии Музыка
Право Различались 2 системы права Гражданская была основана на законах Римской империи и местных традициях (сборниках законов конкретного королевства). Высшим авторитетом здесь был кодекс византийского императора Юстиниана. Каноническое право было законом церкви. Решения соборов и пап здесь были основными источниками. Некоторые слои населения, в первую очередь люди церкви подчинялись только церковному суду, в котором действовало это право. Каноническое право играло большую роль и в жизни мирян, регулируя вопросы браков и разводов.
Медицина Основой здоровья считалось соотношение четырех жидкостей в организме. Это кровь, желчь, слизь и черная желчь. Для лечения широко использовались кровопускания и клизмы. Единственным средством от гангрены была ампутация. Также использовались различные благовония, которые везли с востока. Авторитеты: Гален, Гиппократ и Цельс.
Богословие Здесь с опорой на различные источники, в первую очередь Библию, разбирались важнейшие вопросы о человеке, его отношении с природой и т.д. Естественно что все это шло через религию. Человек того времени стремился понять себя и свое место в мире через понимание Бога и его создания. Здесь же разбирались все философские вопросы.
Источники Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М. Юрист, Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 4. М., Наука, 2000 г. Константинов Н. Я. «История педагогики» м. Просвещение 1974 г. Ле Гофф «Интеллектуалы в средние века» СПГУ 2003 г. Уваров П.Ю. «История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе». М г. Джуринский А.И. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, с. Джуринский А.И. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, с.