Казарцев С.Д. юрист Правовые проблемы работы частной клиники в системе ОМС Практика и опыт СПб Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами. Частная медицинская практика осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Социальный и правовой статус частной клиники 1. Организация (хозяйственное сообщество), созданное в целях оказания медицинских услуг потенциальным потребителям: -прямым потребителям-гражданам, -косвенным потребителям, имеющим экономическую и социальную выгоду от результатов медицинских услуг (работодатели, муниципалитеты, ведомства, государство, иные социальные институты) (идеологически замалчивается), 2. Структурный элемент (некоторая организационно-правовая форма) социального института здравоохранения, обеспечивающий в государстве трудоспособность, психическое здоровье и воспроизводство населения (идеологически замалчивается). 3. Хозяйственное сообщество любой организационно-правовой формы, зарегистрированное в установленном порядке и имеющее лицензию на оказание медицинских услуг (ГК РФ, закон о здравоохранении отсутствует)
Политика строительства системы здравоохранения в советский период: Монополизация принятия хозяйственных решений и оперативного управления в системе здравоохранения на основе тотальной, отраслевой централизации. Милитаризация общественных отношений в системе здравоохранения на основе создания административно- командной системы и устранения договорных обязательств. Огосударствление частной, общественной и муниципальной систем здравоохранения с использованием принципа благотворительности (госбюджетного финансирования) при оказании медицинских услуг.
Идеологические и правовые предрассудки советского строительства системы здравоохранения: Доведение до предельных объемов права граждан на охрану здоровья по всем видам медицинских (физиологических) рисков (право на бесплатную медицинскую помощь). Возведение принципа благотворительности до государственной, бюджетной обязанности (сегодня обязательство муниципальных образований, субъектов РФ и федерального бюджета). Трактовка (понимание) хозяйственной отрасли здравоохранения как экономики потребления, не имеющей производственного (товарного) эффекта (выхода) для народного хозяйства.
Актуальные идеи строительства системы здравоохранения на современном этапе: Отделение государства от системы здравоохранения на основе муниципализации и автономизации медицинских учреждений (демонополизация). Либерализация гражданских отношений в системе здравоохранения на основе соблюдения гражданских прав. Разумная коммерциализация гражданских отношений на основе принципа возмездности медицинских услуг и их страхования (обязательного в сочетании с добровольным) в определенных случаях.
Отрасль как социальный институт: Отрасль здравоохранения как социальный институт: Виды деятельности (социально полезные функции), преимущественно стандартизированные и нормированные, Правила (нормы) осуществления этой деятельности, Организационно-правовые формы, которые обеспечивают осуществление этой деятельности, Кадровое наполнение, Материально-техническое и финансовое обеспечение.
Правовое регулирование обеспечивается : Статья 38. Первичная медико-санитарная помощь Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. (в ред. Федерального закона от N 122-ФЗ) Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. (в ред. Федерального закона от N 122-ФЗ) Объем и порядок оказания первичной медико-санитарной помощи устанавливаются законодательством в области охраны здоровья граждан. (часть третья в ред. Федерального закона от N 122-ФЗ) Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от N 122-ФЗ. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством муниципального образования. (часть пятая в ред. Федерального закона от N 122-ФЗ) Оказание первичной медико-санитарной помощи может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. (часть шестая введена Федеральным законом от N 122-ФЗ)
( Продолжение) Статья 40. Специализированная медицинская помощь Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность. (в ред. Федерального закона от N 15-ФЗ) Виды и стандарты специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. (часть третья в ред. Федерального закона от N 122-ФЗ) Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. (часть четвертая в ред. Федерального закона от N 122-ФЗ) Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими организациями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством Российской Федерации. (часть пятая введена Федеральным законом от N 122-ФЗ)
Рынок медицинских услуг Военная медицина и медицина МЧС – вход на рынок неопределен и законом не обсуждается (спроса нет), Бюджетная медицина – Федеральная (квотируется) Субъекта РФ (закрыта) вход на рынок для частных клиник неопределен и законом не обсуждается (спрос есть, но требует в соответствии с бюджетным кодексом конкурсных процедур), Страховая медицина – вход на рынок формально законом разрешен, но процедурно не определен (спрос есть, но рынок не свободен), Медицинские услуги на основе спроса и предложения (платные услуги) – конкуренция с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями в неравноправных условиях.
Работа частных клиник в системе ОМС (правовые проблемы) 1.Преодолеть процедуру вхождения на рынок страховой медицины (быть внесенным в Перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС). 2.Принять под гарантийные обязательства тарифы (цены) на медицинские услуги и обязанность бесплатного оказания застрахованным этих услуг. 3.Заключить договоры медицинского обслуживания со страховыми медицинскими компаниями (по технологии публичного договора). 4.Организовать процедуру врачебных направлений в частную клинику базовыми государственными медицинскими учреждениями и страховыми компаниями. 5.Организовать систему расчетов со страховыми медицинскими компаниями в соответствии с принятым в регионе порядком. 6.Организовать документирование и систему контроля качества медицинских услуг в соответствии с принятым в регионе порядком.