Тема: «Отношения между понятиями. Введение».
Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называют то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Блохина Т.А. 2
Понятие представляет собой отражение единой мысли существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в логической структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем. Блохина Т.А. 3
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков, свойств предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, «государство» обладает следующими признаками: а) аппарат управления; б) определенная территория; в) публичная власть; и др. Блохина Т.А. 4
Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например: «человек» (включает всех людей), «домашнее животное» (включает: собака, кошка, корова и т.д.). Блохина Т.А. 5
Реальные объекты сравниваются по размерам, цвету, форме и т.д. Отношения между реальными объектами описываются словами: больше – меньше; длиннее – короче; ближе – дальше; выше – ниже; брат – сестра и т.д. Блохина Т.А. 6
Понятия – это наши представления, наши мысли об объектах. При сравнении понятий сравниваются их содержания и их объемы. Пример: Квадрат Прямоугольник Блохина Т.А. 7
ПонятиеСодержание Квадрат Четырехугольник Все углы прямые Все стороны равны Прямоугольник Четырехугольник Все углы прямые Длины противоположных сторон попарно равны
а) имеют ли объемы двух (или более) понятий общие элементы, или таких элементов у них нет? б) является ли содержание одного понятия частью другого (других), или в их содержаниях нет общих признаков? Блохина Т.А. 9
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Блохина Т.А. 10
Сравнимые Несравнимые Блохина Т.А. 11
Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков Примеры: Романс и кирпич Компьютер и молоко Карандаш и ледник Блохина Т.А. 12
Совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) Несовместимые (объемы этих понятий не совпадают ни по одному элементу) Тождество Пересечение Подчинение Соподчинение Противоположность Противоречие Блохина Т.А. 13
Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые общие (родовые) признаки, позволяющие сравнивать эти понятия друг с другом Например: пресса и телевидение - сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации). Несравнимыми называют понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Например:"квадрат" и " общественное порицание». Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом. Блохина Т.А. 14
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на: совместимые несовместимые. Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка - предмет, входящий в его объем. Блохина Т.А. 15
А В Объем понятия А – «прямоугольник» Объем понятия В – «квадрат» Блохина Т.А. 16
Столица России Город Москва А В А = В Объемы понятий совпадают Блохина Т.А. 17
Электронное письмо Письмо на русском языке АВ Электронные письма на русском языке Электронные письма не на русском языке Не электронные письма на русском языке Объемы понятий совпадают частично Блохина Т.А. 18
Устройства ввода А В Объем одного понятия полностью входит в объем другого Блохина Т.А. 19
Таксономический тип отношений, «таксон» - класс. Отношения понятий по объему, как это имеет место у понятий «судья» и «юрист»; Мереологический тип отношений, «мерос» - часть. Отношения понятий, в одном из которых мыслится предмет как целое («университет»), а в другом – часть этого же предмета («факультет»). Различие этих отношений хорошо видно на наших примерах: про судью справедливо будет утверждать, что он – юрист, а про факультет нельзя сказать, что он есть университет. Блохина Т.А. 20
Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М.: ИНФРА-М, с. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. - М., с. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика: учеб. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, с. Гетманова А. Д. Логика. - М.: Изд-во Омега-Л, – 323с. Гусев Д. Краткий курс логики: глоссарий. - М., с. Демидов И.В. Логика: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», с. Ерина Е.Б. Логика: Учеб. пособие. М.: Издательство РИОР, с. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие// Издание 2-е М.: Знание, с. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. - М., – 276с. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. -М.: Юрист, с. Курбатов В. И. Логика: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов на/Д.: Феникс, – 346с. Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Щит-М», с. Челпанов Г. И. Учебник логики. - М., Блохина Т.А. 21