Риск-менеджмент в масштабах предприятия. Управление рисками и их детализация. 24 июня 2008 Инна Вадимовна Зайцева Финансовый директор ООО «Транслизинг»
Цели: Минимизация потерь и снижение объема собственных средств( капитала ) Компании Соблюдение юридической правомерности и экономической целесообразности совершаемых сделок Максимизация эффективности деятельности Компании через комплексное управление активами и пассивами
Задачи: Разработка и организация четкого процесса эффективного управления рисками, присущими деятельности Компании Обеспечение своевременной идентификации рисков в рамках бизнес-процессов Компании Обеспечение порядка проведения сделок, который должен быть отражен во внутренних нормативных актах Компании Надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности подразделений Компании и связанных с ней рисках Контроль за соблюдением сотрудниками Компании законодательства, нармативно-правовых актов, а также этических и профессиональных норм Разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности Компании в рамках бизнес-процесса и в части управления рисками
Основная функция риск-менеджмента: Выработка мер по снижению неблагоприятных последствий риска и управление последним с целью извлечения стратегических преимуществ, разумная организация службы управления рисками и разграничения полномочий по оценке, управлению и контролю рисков Компании
Основные функции службы управления рисками: Разработка политики по управлению рисками Разработка, тестирование методов и моделей оценки рисков Координация процесса управления рисками Взаимодействие с внутренними службами Оценка совокупного риска компании Создание и введение базы данных Доведение результатов оценки и управления рисками до высшего руководства компании
Риски Деятельности Компании Кредитный риск Имущественный риск Организация риск-менеджмента Организация риск-менеджмента Операционный риск Юридический риск Репутационный риск Репутационный риск Валютный риск Риск ликвидности Административный риск
Детализация рисков Риск « дефолта покупателя » Риск «дефолта поставщика» Кредитные риски Операционные риски Риски внутренних процессов и функционирования Мошенничество Некомпетентность персонала
Риск экономической безопасности Налоговый риск, связан с различным толкованием НК Риск не принятия налоговой инспекцией НДС к зачету Правовые отношения с контрагентами Юридические и административные риски
Риск утраты или порчи Риск потери ликвидности имущества Риск снижения стоимости Надежность страхового покрытия Имущественные риски
Процесс управления рисками Идентификация рисков Измерение рисков Воздействие на риск Мониторинг рисков
Разработка системы управления дебиторской задолженностью
Методы управления дебиторской задолженностью Предоставле-ние отсрочек платежа Скидки при оплате в ранние сроки Факторинг, цессияВзаимозачеты, товарообмен-ные операции Страхование дебиторской задолженности с помощью поручительства, задатка, гарантии и т.д. Методы управления дебиторской задолжностью
Цель кредитной политики Тип кредитной политики Стандарты оценки покупателей Подразделения, задействованные в управлении дебиторской задолженностью Повышение эффективности вложения средств в дебиторскую задолженность Агрессивный покупателей, с которыми имеется опыт работы Новых покупателей, с которыми нет опыта работы Действия персонала Торговые представители (менеджеры) Отдел дебиторской задолженности Юрист 1 заключение договоров 2 отслеживание своевременности исполнения обязательств клиентом 3 плановые сверки взаиморасчетов 4 подписания соглашений о погашении долга 1 переговоры с клиентом 2 выставление претензий 3 подготовка документов для передачи юристу 4 ежемесячные отчеты о состоянии дебиторской задолженности Торговые представители (менеджеры) Отдел дебиторской задолженности Юрист 1 представительство в Арбитражном суде Форматы отчетов и документов, используемых в процессе управления дебиторской задолженностью 1 сводные отчеты о просроченной дебиторской задолженности 2 сводные отчеты о количестве дней нахождения в дебиторской задолженности 3 претензия Торговые представители (менеджеры) Отдел дебиторской задолженности 1 акт сверок взаиморасчетов 2 отчет о просроченной дебиторской задолженности 3 карточка менеджера 4 соглашение о погашении долга Схема документа «Кредитная политика»
Просроченная задолженность. Причины возникновения задолженности. Финансовые затруднения компании Недисциплинированность лица ответственного за своевременный платеж Мошенничество Непонимание последствий неплатежей Последствия : Недополучение денежных средств Недополучение прибыли Невозможность планирования расходов и доходов на среднесрочный и долгосрочный периоды Отвлечение времени и сил сотрудника от выполнения основных обязанностей
Регламент работы с дебиторской задолженностью: Классификация дебиторской задолженности Методы и способы работы с дебиторской задолженностью Контроль за выполнением работы с дебиторской задолженностью Профилактические мероприятия
Классификация клиентов для «Кредитной политики»
Спасибо за внимание! Зайцева И. В. Финансовый директор ООО « Транслизинг» (351)