ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОТ СМЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ 83-ФЗ ОТ 8 МАЯ 2010 ГОДА _________________________________________
2 Основные изменения в статусе бюджетных учреждений Расширение объема прав и повышение самостоятельности бюджетных учреждений 5. Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения 3. Расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества) 1. Полученные доходы не являются доходами бюджета и остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей ради которых учреждение создано 6. Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию 2. Расширение самостоятельности по использованию средств, полученных из бюджета 4. Заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени
3 Совершенствование правового положения государственных учреждений – основные шаги Шаг 1. Формирование перечней государственных услуг Шаг 2. Анализ сети и выбор типа государственного учреждения Шаг 6. Оказание платных услуг государственными учреждениями Шаг 5. Формирование государственных заданий Шаг 4. Определение нормативных затрат и расчет финансового обеспечения государственного задания Шаг 3. Управление имуществом (объем имущественных прав) Шаг 7. Мониторинг реализации положений Федерального закона. Формирование планов и отчетов о финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений. Организация системы контроля выполнения государственных заданий
4 Разработка перечня государственных услуг Одно учреждение = 1 услуга Услуга образования: 1. Начальное 2. Среднее 3. Высшее … Услуга образования: … 3. Высшее: 3.1. Бакалавриат 3.2. Магистратура … Услуга образования: … 3. Высшее: 3.1. Бакалавриат - Юрист - Экономист... Перечень государственных услуг Минобрнауки России Возможность определить единицу услуги Возможность спланировать объем услуги Возможность рассчитать нормативы затрат Наличие информации Целесообразность Соотношение затрат с результатом Что нужно учитывать? Шаг 1
5 Разработка перечня государственных услуг Степень детализации: учитываемые факторы Возможность определить единицу услуги Возможность спланировать объем услуги Возможность рассчитать нормативы затрат Наличие информации Целесообразность Соотношение затрат с результатом Показатели объема услуги – обязательно! Показатели объема услуги = числу потребителей услуги Качество государственной образовательной услуги - ? Показатели результата – сложно - ? Показатели процесса – можно и нужно! Опыт регионов: стимулирование за показатели качества – при финансировании на грантовой основе Шаг 1
Критерии экономического потенциала государственного (муниципального) учреждения Доля внебюджетных средств Коэффициент эффективности использования ФОТ Рост доходов/расходов учреждения Рост заработной платы работников учреждения Рост балансовой стоимости основных фондов учреждения 6 Шаг 2
Управление имуществом (объем имущественных прав) 7 Независимо от балансовой стоимости в перечень особо ценного имущества следует включать движимое имущество: необходимое для осуществления видов деятельности, определенных уставом образовательного учреждения, отсутствие которого приведет к прекращению деятельности образовательного учреждения; необходимое для содержания, охраны жизни и здоровья обучающихся, работников и воспитанников, в том числе для организации питания, медицинского обслуживания; любое уникальное оборудование, восполнение которого затруднено или не представляется возможным в связи с отсутствием достаточных средств у автономного и бюджетного учреждения. Шаг 3
8 Формирование бюджетной сметы подведомственных учреждений Формирование госзадания, расчет финансового обеспечения на основе нормативов затрат Определение нормативных затрат и расчет финансового обеспечения государственного задания Шаг 4 Количество студентов Соотношение «Студент- Преподаватель» - Фонд оплаты труда - Стипендии, питание, оздоровительные мероприятия, мягкий инвентарь и пр. Количество студентовФонд оплаты трудаРасходные материалыКоммунальные услугиОбщехозяйственные нужды
9 Изменение механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений Переход к системе субсидий на госзадание для бюджетных учреждений, включающей: Первоначальные н ормативы затрат индивидуализированы: субсидия рассчитывается исходя из фактически сложившихся расходов Учреждения (п.8 ст ФЗ) Затем будет происходить их постепенная унификация по группам однопрофильных учреждений с учетом различных факторов Обязательная субсидия Могут предоставляться Шаг 4 Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий Субсидию на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с госзаданием (ст БК РФ) Субсидии на иные цели (ст БК РФ) Бюджетные инвестиции (ст. 79 БК РФ)
10 Оказание платных услуг Шаг 6 Платные услуги – только сверх государственного задания. Перечни платных услуг не содержат услуги (работы), включенные в перечень услуг (ведомственный перечень услуг). Цены (тарифы) на платные услуги формируются в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов. Стоимость платных услуг определяет учредитель или учреждение, исходя из себестоимости и необходимого уровня рентабельности, устанавливаемого по результатам оценки стоимости аналогичных услуг на рынке.
11 Направления развития нормативов НОРМАТИВЫ финансового обеспечения государственных заданий Формульные Поправочные коэффициенты Региональные коэффициенты Групповые нормативы Индивидуальные Цель Шаг 4
12 Формирование отчетов о результатах деятельности государственных учреждений Шаг 7 С 1 января 2012 года государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов: учредительные документы государственного (муниципального) учреждения; свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения; решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения; решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения; положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения; план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения; годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения; сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах; государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ); отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества.
13 Спасибо за внимание!