Подходы законодательного регулирования интернета в странах Центральной Азии Докладчик: Кужукеева Гульмира, Юрист Представительства Internews Network в Казахстане
Три основные точки зрения на регулирование интернета в мире I. Жесткий контроль за содержанием интернета со стороны государства необходим II. Государственное регулирование интернета необходимо, но в ограниченном виде III. Интернет не требует государственного регулирования ни в каком виде
Общее для всех стран Центральной Азии 1.Нет отдельного закона «Об интернете» 2.Опасение государственных органов перед нерегулируемым информационным интернет пространством и попытки установления контроля над ним путем: - Приравнивания интернета (веб-сайтов) к СМИ; -установления уголовного наказания за преступления с использованием интернета 3.Отсутствие в законодательствах стран ЦА единого понимания таких понятий как «интернет», «web- сайт», «интернет-издание». 4.Общемировая проблема – проблема определения национальной юрисдикции в сети Интернет.
Какова природа сайта и можно ли его отнести к СМИ?
Казахстан Законодательно закреплен термин «web-сайт» (ст.1 Закона о СМИ) «WEB-сайт - подготовленная при помощи специальных технических и программных средств электронная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения». «Средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая WEB- сайты в общедоступных телекомуникационных сетях (Интернет и другие)». «Продукция СМИ - информация, размещенная на WEB- сайте в общедоступных телекоммуникационных сетях».
Законодательные инициативы в РК проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», который фактически будет регулировать области интернета. Введение понятия «интернет-ресурса» Принятие данного законопроекта позволит подвести все Интернет-ресурсы под действие Закона «О СМИ» (веб-сайты, чаты, блоги, интернет-магазины, электронные библиотеки и другие электронные страницы)
К каким последствиям приведет приравнивание всех интернет-ресурсов к СМИ? все статьи уголовного и административного кодексов, предусматривающие повышенную ответственность за размещение информации в СМИ, будут применимы и к чатам, блогам, личным страничкам и т.д. появится возможность признания любой информации на любых сайтах публичной, а не личной, что узаконит сбор сведений о пользователях и их сообщениях. сообщения, размещаемые на разного рода чатах и блогах будут приравнены к продукции СМИ и соответственно можно будет привлекать собственников сайтов к ответственности, вплоть до уголовной.
Узбекистан Закон «О средствах массовой информации», г. Закон «Об информатизации», г. ПРИЛОЖЕНИЕ к Постановлению КМ РУз от г. N 137 «Положение о порядке подготовки и распространения информационных ресурсов Республики Узбекистан на сети передачи данных, включая Интернет» В статье 4 Закона Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» прямо предусмотрено, что к средствам массовой информации, подлежащим государственной регистрации, относятся также СМИ, продукция которых распространяется через глобальную сеть Интернет.
Кыргызстан За последние 7 лет три попытки со стороны различных сторон, особенно парламентариев, дополнить перечень СМИ Интернетом. Например, Правительство КР в 2000 г. предлагало в качестве СМИ включить «информацию, передаваемую по компьютерным сетям, предназначенную для неограниченного круга лиц». До настоящего времени в законодательстве КР нет определения понятий «Интернет», «веб-сайт».
Таджикистан Статья 135. Клевета 2) Клевета, содержащаяся в публичных выступлениях, публично демонстрирующемся произведении, СМИ или сети интернет (в редакции Закона РТ от г.301) (до двух лет лишения свободы) Статья 136. Оскорбление Статья 137. Публичное оскорбление Президента Республики Таджикистан или клевета в его адрес Статья 144. Незаконное собирание и распространение информации о частной жизни Статья 307. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Таджикистан Статья 307(1). Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности Статья 330. Оскорбление представителя власти Статья 396. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
Туркменистан Вопросы, связанные с регулированием интернета, еще не нашли своего отражения в законодательстве Республики Туркменистан.
Заключение Данная тема очень обширна и злободневна для всех стран Центральной Азии, где интернет за последние несколько лет стал последним оплотом плюрализма и альтернативным источником плюралистической информации по сравнению с телевидением и печатными СМИ. Рассмотренные выше государственные подходы и методы регулирования интернета и интернет СМИ пока не говорят в пользу демократических принципов и не способствуют развитию свободы слова в регионе.
Рекомендации ОБСЕ по улучшению практики и эффективному управлению интернетом Регулирование интернета следует ограничить только теми областями, где это абсолютно неизбежно. Интернет СМИ следует защитить теми же правовыми нормами в области свободы прессы, что и обычные СМИ. Все акты по регулированию интернета следует принимать после необходимых консультаций с интернет-сообществом. Следует исключить государственный контроль или регистрацию вебсайтов и интернет-доменов, за исключением регулирования чисто технических вопросов. Вебсайты не должны в обязательном порядке физически находиться в конкретной стране, даже если они нацелены на местную аудиторию. Органы управляющие системой присвоения доменных имен в стране (DNS) должны быть независимы от государства.