Формирование социального статуса коллектива как одна из форм психологического здоровья класса. Чистякова Тамара Ильинична, Учитель биологии, химии, зав. кабинетом здоровья МОУ «Гимназия 10» г.Ржева Региональная научно-практическая конференция «Формирование основ здорового и безопасного образа жизни обучающихся образовательных учреждений Тверской области» Секция. Создание психолого-педагогических условий по сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся в образовательных учреждениях.
Социальный статус положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. (По мнению английского историка и юриста Генри Мэн).
Виды статусов приобретенный (достигаемый) статус приобретенный (достигаемый) статус предписанный (приписываемый) статус (приписываемый) статус полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи с рождения и до тех пор, пока существует монархия. статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост). человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.
Актуальность темы Вначале обучения в учебных заведениях классы формируются хаотично, поэтому трудно предсказать, как будет дальше формироваться коллектив и какие психологические взаимоотношения сформируются между обучающимися. Вначале обучения в учебных заведениях классы формируются хаотично, поэтому трудно предсказать, как будет дальше формироваться коллектив и какие психологические взаимоотношения сформируются между обучающимися. В большей степени это зависит и от классного руководителя. В большей степени это зависит и от классного руководителя. Работая несколько лет в рамках микроэксперимента, мною была создана и апробирована авторская интегрированная программа школьников второй ступени развития «Друзья маленького принца», наработками которой я с вами сейчас поделюсь. Работая несколько лет в рамках микроэксперимента, мною была создана и апробирована авторская интегрированная программа школьников второй ступени развития «Друзья маленького принца», наработками которой я с вами сейчас поделюсь.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Содействие становлению всесторонне образованной социально активной личности, понимающей явления и процессы общественной жизни, владеющей системой взглядов, идейно – нравственных, культурных и этических принципов, соблюдающей нормы поведения, проявляющей заботу о здоровье и бережное отношение к окружающей среде.
Педагогические подходы и методы, направленные на достижение цели Интегрирующий(холистический)подход; Интегрирующий(холистический)подход; Учет различий стилей познания; Учет различий стилей познания; Фасилитационный подход; Фасилитационный подход; Проблемное обучение; Проблемное обучение; Интерактивное обучение; Интерактивное обучение; Обучение через сотрудничество; Обучение через сотрудничество; Метод приоритета нравственных Метод приоритета нравственных ценностей. ценностей.
Место курса в образовательном процессе Друзья «Маленького принца»,интегрированный факультативный курс экологического развития школьников 5-7 классов Биология Краеведение Психология Экология Этика Здоровьесбережение
Уровни работы по программе I уровень - понимание II уровень - осмысление III уровень - творчество Примерное тематическое планирование Тема Всего часов по уровням IIIIII 1 год2 год3 год Введение Мы-часть природы Каждое живое существо на планете имеет свою значимость Уважение к природе Сотрудничество и творчество Любовь, забота и радость Охрана природы Чти свои корни Непосредственный опыт - лучший учитель Люби свой край итого :34
Формы контроля – уровня достижений учащихся, отслеживание результатов на входе и выходе из программы. 1. Замеры результатов степени обученности; 2. Результативность динамики развития познавательных способностей; 3. Отслеживание результатов профессиональных предпочтений; 4. Личностное положение в структуре коллектива (социометрия); 5. Результаты тревожности.
Индивидуальные показатели Маленький принц финиш старт
Групповые показатели Автомобиль на скользкой дороге – оценка « удовлетворительно »; Корабль, плывущий по волнам – оценка « хорошо »; Поезд, идущий строго по расписанию – оценка « отлично »;
Результаты работы по программе показывают Заинтересованность учащихся в обучении Не занимались Занимались по программе по программе (диаграмма 1) (диаграмма 2)
Результаты работы по программе показывают Развитие познавательных способностей.
Результаты работы по программе показывают: Формирование разносторонней профессиональной адаптации: ДИАГРАММА 1 ДИАГРАММА 2 данных по 6 классу МОУ 2 данных по 6 классу МОУ 11 (контроль) (эксперимент) ПРИРОДА ЗНАК ОБРАЗ ТЕХНИКА ЧЕЛОВЕК
Результаты работы по программе показывают: Рост индекса группового единства и снижение разобщенности
Результаты работы по программе показывают: Повышение индекса групповой сплочённости. Повышение индекса групповой сплочённости.
Вывод Программа «ДРУЗЬЯ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА» является принципиально новым нестандартным подходом к разностороннему формированию и развитию личности учащихся 5 – 7 классов.
Спустя несколько лет… Экспедиция в старицкие пещеры
Работа по программе В заповеднике На классном часе В каменоломне «Ледяная»В музее минералов ТГУ
На болоте «Старосельский мох»В Заповедном В начале экотропы В библиотеке им. Островского
В планетарии На выставке восковых фигур В зимнем саду Конкурс кошек «Мисс КИС-КИС»
В буфете ТЮЗа Занятие на геофаке ТГУ Во время экспедицииПосле спектакля в ТЮЗе
Уважаемая, Тамара Ильинична! Спасибо вам за то, что Вы у нас есть! Родители 6 «б» класса Во время концерта на празднике мам
Используемая литература: Миллер Т. Жизнь в окружающей среде.М., Т.1 Цветкова И.В. Вестник АсЭкО Вып.4 Ресурсы Интернета %8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1% 81#.D0.92.D0.B8.D0.B4.D1.8B_.D1.81.D1.82.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.81.D0.BE.D0.B2 %8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1% 81#.D0.92.D0.B8.D0.B4.D1.8B_.D1.81.D1.82.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.81.D0.BE.D0.B2