Подготовили ученики 7 класса МОБУ «Солнечная СОШ» Егоров Максим, Мазур Денис, Савелов Антон, Ширяев Владимир.
- помнят ли великих математиков в наше время; - как оценивает мировое сообщество их заслуги?
сформировать умение поставить исследовательскую задачу и наметить пути ее решения; способствовать развитию интереса к изучению математики; научиться применять новые компьютерные технологии, обрабатывать и обобщать полученную информацию в ходе проведения исследований; научиться устанавливать межпредметные связи математики с такими учебными предметами как история, литература, информатика.
1. Рассказать о памятниках, посвященных великим математикам и их месторасположении; 2. Заслуги этих ученых перед всемирной наукой.
Евкли́д или Эвкли́д древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения об Евклиде крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в 3 в. до н. э. Евклид первый математик Александрийской школы. Его главная работа «Начала» (Στοιχε α, в латинизированной форме «Элементы») содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвёл итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. Из других сочинений по математике надо отметить «О делении фигур», сохранившееся в арабском переводе, 4 книги «Конические сечения», материал которых вошёл в произведение того же названия Аполлония Пергского, а также «Поризмы», представление о которых можно получить из «Математического собрания» Паппа Александрийского. Евклид автор работ по астрономии, оптике, музыке и др. Статуя Евклида в Оксфордском университетском музее естественной истории, Великобритания.
Пифагор Самосский ; гг. до н. э. древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа- неоплатоника Ямвлиха ( гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия ( гг.) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского ( гг.) кн. 8, «Пифагор». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена ( гг. до н. э.) родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев. Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных. В честь Пифагора назван кратер на Луне. Бюст Пифагора в Капитолийском музее в Риме, Италия.
Пьер де Ферма́ (17 августа января 1665) французский математик, один из создателей аналитической геометрии, математического анализа, теории вероятностей и теории чисел. По профессии юрист, с 1631 года советник парламента в Тулузе. Блестящий полиглот. Наиболее известен формулировкой Великой теоремы Ферма. Бюст Ферма в Тулузском Капитолии, Франция.
Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества. В 1741 году Ломоносов написал сочинение, изумившее всех своим названием: Elementa Chimiae Mathematicae (Элементы математической химии, на латыни). Химия и математика! Современникам Ломоносова одно сопоставление этих слов казалось нелепым Во всех научных трудах Ломоносов применял строго логический метод, принятый в математике и других точных науках. Он начинал с описания наблюдений над фактами и, обобщая эти наблюдения, приходил к аксиомам положениям, не требующим доказательств. Основываясь на аксиомах, он формулировал и доказывал теоремы и разбирал все вытекающие из них следствия. А эти следствия проверял затем опытом. Тем самым Ломоносов не давал фантазии увлечь себя в область беспочвенных догадок: факты, с которых он начинал опыты и которыми заканчивал рассуждения, прочно привязывали его к реальной действительности. Памятник русскому учёному-энциклопедисту, Михаилу Васильевичу Ломоносову, открытый в Архангельске в 1832 году. Памятник монументального искусства федеральной категории охраны.
Иога́нн Карл Фри́дрих Га́усс (30 апреля 1777, Брауншвейг 23 февраля 1855, Гёттинген) немецкий математик, механикё, физик и астроном. Считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков». Лауреат медали Копли (1838), иностранный член Шведской (1821) и Российской (1824) Академий наук, английского Королевского общества. Памятник И. К.Гауссу в Брауншвейге, Германия.
Никола́й Ива́нович Лобаче́вский (20 ноября 1792, Нижний Новгород 12 февраля 1856, Казань) русский математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии». Ломоносовская аллея. Москва. Россия.
Памятник-бюст Пафнутию Львовичу Чебышеву Пафнутий Львович Чебышёв ( ) русский математик и механик. Почётный член Учебного Совета ИМТУ (сейчас МГТУ им. Н.Э. Баумана). Одним из любимых приёмов Чебышёва, которым он особенно часто пользовался, было приложение свойств алгебраических непрерывных дробей к различным вопросам анализа. Аллея ученых Московского Государственного Университета на Воробьевых горах. Россия.
Со́фья Васи́льевна Ковале́вская (урождённая Корвин-Круковская; 3 января 1850, Москва 29 января 1891, Стокгольм) русский математик и механик, с 1889 года иностранный член- корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина- профессор и первая в мире женщина - профессор математики (получившая ранее это звание Мария Аньези никогда не преподавала). Автор повести «Нигилистка» (1884) и «Воспоминаний детства». Памятник Софье Ковалевской в Псковской области. Россия.
В годах работал в Тверском институте народного образования (ныне Тверской государственный университет). С 1928 года доцент, с 1934 года – профессор, с 1957 года доктор педагогических наук. С 1959 года после ухода на пенсию, руководил аспирантами, в годах был профессором-консультантом. Основные труды Брадиса посвящены теоретической и методической разработке вопросов повышения вычислительной культуры учащихся средней школы. Его «Методика преподавания математики в средней школе» переиздавалась много раз и переведена на другие языки. В 1921 году впервые вышли его «Таблицы четырёхзначных логарифмов и натуральных тригонометрических величин», позднее издававшиеся под названием «Четырёхзначные математические таблицы». В 1937 году выпустил книгу (в соавторстве с А. К. Харчевой) «Ошибки в математических рассуждениях», в 1954 г. «Средства и способы элементарных вычислений». Заслуженный деятель науки РСФСР(1957). Обладатель медали К. Д. Ушинского. Мемориальная доска с изображением портрета ученого висит на здании библиотеки Тверского Государственного Университета. Россия.