Подготовила педагог - эколог Молокова Н. М. МБДОУ «Детский сад 17» ЗАТО Северск
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.» К.Е.Тимирязев
Экспериментирование: Способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.
Цели экспериментальной деятельности: 1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. 2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. 3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. 4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи экспериментальной деятельности: 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: - знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); - знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); 2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); 3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость); 4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей; 5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека; 6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; 7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; 8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Содержание программы кружка Деление на блоки Блок. Измерение. Блок. Земля и её место в Солнечной системе. Блок. Вещество. Блок. Движение. Блок. Свет и цвет. Блок. Звук и слух. Блок. Магнетизм. В мире электричества.
Формы организации исследовательской деятельности: Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы). Фронтальная ( коллективные игры, беседа). Подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).
Примерная структура занятия - экспериментирования Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия). Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Работа с родителями 1. Анкетирование 2. Консультации 3.Наглядный материал : ширмы, папки- передвижки, оформление стендов, фотовыставки, фотогазеты. 4.Подборка литературы для родителей по теме экспериментирования
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково- исследовательской деятельности дошкольников дома» Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Оформление наглядной информации в родительском уголке – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» – Рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома» Открытый показ для родителей опытов – экспериментов. Оформление папки «Мои открытия»
Предметно – развивающая среда
Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока; Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; Мука, соль, сода, свечи, фонарики; Детские халаты, фартуки; Схемы для проведения опытов; Журнал для фиксирования результатов.
Схемы – модели свойств веществ и карточки для выводов
Использование в работе ТРИЗ – технологий: Схема игры «Да-нет»
Газообразные человечки Мы малыши газообразные, И потому своеобразные, Мы любим, бегать и толкаться, Столкнувшись – быстро разлетаться. Нас невозможно видеть глазом, А называемся мы – газом, Живём мы всюду и везде Хотя не видно нас нигде. Жидкие человечки Мы человечки жидкие, Спокойные, не прыткие. Прекрасно уживаемся, Локтём друзей касаемся. Живём в воде и молоке, В компоте, море и реке, В бензине, керосине И в сочном апельсине.
Кружок «Школа волшебников»
Эксперименты и опыты
Проектная деятельность: «Аквариум своими руками» «Мини – огород для малышей»
Модель выпускника кружка
Список литературы 1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, , N 1, Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохоровой М., Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, Материалы Интернет-сайтов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!