Проблемное обучение в преподавании химии "Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь..."
Принцип развития российской школы - гуманизация образования преодоление обезличенности школьного образования, поворот школы к ребёнку, его проблемам и интересам.
Современный урок должен быть: интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность побуждать к творчеству
Перед учителем современной школы стоит задача формирование у учащихся соответствующих компетенций, позволяющих обеспечить достижение успешных результатов в новых реалиях жизни.
Л. А. Цветков, автор учебника «Органическая химия» «Следует прививать учащимся понимание красоты в изучаемом материале, в самом процессе познания. Возникшая из противоречий познавательная проблема нахождения верного решения в результате трудного поиска, простое и логически строгое объяснение ранее непонятного явления - всё это должно воспитывать эмоции и видение красивого, изящного в научных построениях, в поисках истины».
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации: проблемное обучение, игровая деятельность, система интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) ИКТ.
Под проблемным обучением понимают организацию учебных занятий, в которых предполагается создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями, и развитие мыслительных способностей.
Классификация проблемных ситуации: по содержанию неизвестного; по уровню проблемности; по виду рассогласования информации; по методическим особенностям.
1. По содержанию неизвестного: а)цель; б)объект деятельности; в)способ деятельности; г)условие выполнения деятельности
8 класс: КМп > O > ? X ----> O > P 2 O 5 Hg ----> O > A+B
9 класс: Si--->? --->SiH 4 --->?--->MgSiO 3 ---> H 2 SiO 3 FeO---> ?---> ? ---> ?--->? ---> Fe(OH) 3
Задание ЕГЭ (С3) : CH 3 CHO Х 1 Х 2 этилен CH 3 CHO X 3 карбид алюминия Х 1 Х 2 бензол X 3 X 4
2. Проблемные ситуации по уровню проблемности: возникающие независимо от приёмов; вызываемые и разрешаемые учителем; вызываемые учителем, разрешаемые учеником; самостоятельное формирование проблемы и решения.
3. Проблемные ситуации по виду рассогласования информации: Ситуация неожиданности Ситуация конфликта Ситуация предположения Ситуация несоответствия.
4. Проблемные ситуации по методическим особенностям: непреднамеренные; целевые; проблемное изложение; эвристическая беседа; проблемные демонстрации; исследовательские лабораторные работы; проблемный фронтальный эксперимент; мыслительный проблемный эксперимент.
Спасибо за внимание! Учитель химии МОУ СОШ 17 М.В. Грошева