Использование компьютерных технологий при обучении русскому языку в учреждениях общего и среднего образования Студентки магистратуры Шершуковой Г. В. Научный руководитель: Савко И. Э.
Содержание Актуальность исследования Актуальность исследования Актуальность исследования Актуальность исследования Цели исследования Цели исследования Цели исследования Цели исследования Задачи исследования Задачи исследования Задачи исследования Задачи исследования Предмет и объект исследования Предмет и объект исследования Предмет и объект исследования Предмет и объект исследования Научная гипотеза Научная гипотеза Научная гипотеза Научная гипотеза Научная новизна Научная новизна Научная новизна Научная новизна Положения для защиты Положения для защиты Положения для защиты Положения для защиты Основные понятия Основные понятия Основные понятия Основные понятия Основные результаты1 Основные результаты1 Основные результаты1 Основные результаты1 Основные результаты2 Основные результаты2 Основные результаты2 Основные результаты2 Основные результаты3 Основные результаты3 Основные результаты3 Основные результаты3 Основные результаты4 Основные результаты4 Основные результаты4 Основные результаты4 Правила использования компьютерных технологий на уроке Правила использования компьютерных технологий на уроке Правила использования компьютерных технологий на уроке Правила использования компьютерных технологий на уроке Использование в обучении компьютерных технологий позволяет Использование в обучении компьютерных технологий позволяет Использование в обучении компьютерных технологий позволяет Использование в обучении компьютерных технологий позволяет
Актуальность исследования Использование компьютерных технологий (компьютерных программ по русскому языку) при подготовке к ЦТ (как организованный процесс учения и самообучение). Недостаточная изученность такого средства, как интерактивная доска. Отсутствие готовых материалов для интерактивной доски.
Цели исследования Охарактеризовать специфику использования компьютера и интерактивной доски как средств обучения русскому языку. Охарактеризовать специфику использования компьютера и интерактивной доски как средств обучения русскому языку. Описать способы подачи в компьютерных программах по русскому языку теоретического материала и упражнений, способствующих формированию соответствующих умений и навыков. Описать способы подачи в компьютерных программах по русскому языку теоретического материала и упражнений, способствующих формированию соответствующих умений и навыков.
Задачи исследования 1. На основании методической литературы охарактеризовать компьютер как средство обучения. 2. Рассмотреть классификацию компьютерных программ. 3. Определить достоинства и недостатки интерактивной доски. 4. Сформулировать правила использования компьютерных технологий на уроке.
Предмет и объект исследования Предмет исследования – процесс обучения русскому языку с использованием компьютерных технологий. Объект исследования – использование компьютера как одного из средств обучения русскому языку, специфика отбора и оформления лингвистического материала в КП по русскому языку, адресованных учащимся общеобразовательных учреждений.
Научная гипотеза Использование информационных технологий, в частности, компьютерных программ и интерактивной доски позволяет улучшить качество образования в РБ (показателем которого считается ЦТ). Инновации в сфере образования приводят к развитию системы образования в условиях нового информационного общества.
Научная новизна Разработка авторских материалов для работы с интерактивной доской в РБ необходима для ускорения процессов информатизации образования. Разработка лингвистических сценариев для компьютерных программ по русскому языку на примере темы «Имя существительное».
Положения для защиты Компьютерные программы могут использоваться на всех этапах урока. Использование компьютерных технологий может повысить успеваемость за счет появления мотивации у учеников. Разработка лингвистического сценария - важный элемент деятельности современного учителя.
Основные понятия Мультимедиа - сочетание интерактивных возможностей компьютера с коммуникативными особенностями (текст, графика, анимация, речь, музыка и видео) [Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б., 2003, с. 150] Лингвистический сценарий - материал для компьютерной программы, написанный филологом и включающий информацию для ученика (различные теоретические сведения, упражнения для закрепления знаний и формирования умений и навыков, для контроля) и информацию для программиста [Савко 2003, с. 61]
Основные результаты Основные результаты1 Преимущества ИД: постоянный контакт с классом; расширение использования электронных средств обучения (ИД передает информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств); увеличение количества иллюстративного материала на уроке –> ИД позволяет ученикам воспринимать информацию быстрее; ИД дает возможность ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными; ИД позволяет ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем; ИД позволяет проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, организовать грамотную обратную связь «ученик- учитель»; у учителей появляется больше свободного времени.
Основные результаты2 Недостатки ИД: стоимость! (дороже проектора с экраном) – > при повреждении поверхности – дорогостоящий ремонт. тень человека может закрывать написанное на доске. переносные интерактивные доски при каждом переносе на новое место необходимо настраивать (калибровать); неграмотное использование расширенных функций интерактивной доски может привести к отображению на экране некорректной информации; если к интерактивной доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут передать на экран нежелательное сообщение или рисунок при использовании ИД учителю к урокам нужно готовиться дольше (подготовить интерактивные презентации, найти материалы и т. д.). Следует учитывать также и различные ситуации (отключение света, сбой в системе и т. д.), когда по какой-либо причине не будет возможности включить ИД.
Основные результаты3 Способы использования компьютера на уроке: Способы использования компьютера на уроке: уроки, полностью построенные (от начала и до конца) на использовании компьютера; уроки, полностью построенные (от начала и до конца) на использовании компьютера; использование мультимедийного комплекса на различных этапах урока в кабинете русского языка и литературы. использование мультимедийного комплекса на различных этапах урока в кабинете русского языка и литературы. использование компьютеров лишь на отдельных уроках, для решения отдельных задач. использование компьютеров лишь на отдельных уроках, для решения отдельных задач.
Основные результаты4 Структура обучающей компьютерной программы Структура обучающей компьютерной программы
Правила использования компьютерных технологий на уроке Всё должно быть в меру («Умеренность и аккуратность» - правило Молчалина)! Не подменять реальность виртуальностью! Урок – не шоу! Ищите поддержку у своих учеников и не бойтесь экспериментировать – и тогда всё у вас получится!
Использование в обучении компьютерных технологий позволяет: развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения; развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения; расширить возможности предъявления учебной информации; расширить возможности предъявления учебной информации; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; усилить мотивацию учения; усилить мотивацию учения; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала; дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала; расширить наборы применяемых учебных задач; расширить наборы применяемых учебных задач; качественно изменить контроль за деятельностью учащихся; качественно изменить контроль за деятельностью учащихся; приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем. приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.
Спасибо за внимание!