Составила учитель химии и биологии МОУ «Тенеевская ООШ» Аликовского района Чувашской Республики
-обобщить знания учащихся о научных принципах производства в свете требований современной технологии; - дать представление о содержании и трудовых обязанностях технологов, экономистов, конструкторов, лаборантов-химиков, инженеров по охране окружающей среды и т.д., - раскрыть значение творческого мышления на примерах управления химико-технологическими процессами; - организовать учащихся на самостоятельную поисковую деятельность и продуктивную работу с различными источниками учебной информации; -обучить учащихся приемам активного речевого общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решений.
«Видеть проблемы сегодняшнего производства, активно участвовать в их решении – важные задачи каждого».
Участники ролевой игры: группа конструкторов группа технологов группа экономистов группа лаборантов-химиков группа инженеров по охране окружающей среды группа инженеров по охране труда и технике безопасности
«Производство серной кислоты контактным способом»
Сжигание серного колчедана, при этом образуются печной газ SO 2 и огарок Fe 2 O 3 : 4FeS 2 +11O 2 2Fe 2 O 3 +8SO 2
Очистка печного газа от пыли
Сушильная башня Здесь происходит процесс осушения печного газа от влаги.
Вторая стадия Подогрев очищенного печного газа SO 2 происходит в теплообменнике. Реакция окисления SO 2 в SO 3 происходит в контактном аппарате в присутствии катализатора V 2 O 5. При этом выделяется некоторое количество теплоты, которое тратится на нагревание печного газа. 2SO 2 +O 2 2SO 3 +Q
Третья стадия В этом аппарате происходит получение серной кислоты : SO 3 +H 2 O H 2 SO 4 +Q
Решите расчетную задачу: Из 320т серного колчедана, содержащего 45% серы, было получено 405т серной кислоты (в пересчете на 100-процентную). Вычислите массовую долю выхода кислоты от теоретически возможного.
Основные научные принципы производства серной кислоты: 1. Выбор и подготовка сырья. 2. Непрерывность производства (основные стадии производства H 2 SO 4 ) 3. Оптимальные условия производства (подбор катализаторов, давления, температуры; принцип противотока; осуществление теплообмена) 4. Механизация и автоматизация производства. 5. Охрана окружающей среды (улавливание шлака, золы; рассеивание примесей с помощью дымовых труб; установка фильтров).