"Бранное, трудное время" Урок-игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 7-й класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Широких Алла Юрьевна учитель русского языка и литературы МОУ Улу-Юльская СОШ Эмблема Система уроков по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе Система.
Advertisements

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». «В тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы». Н. В. Гоголь 1.
"Бранное, трудное время" Урок-игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 7-й класс.
По повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» © Бобрецов Дмитрий ученик 7 а класса МВ(с)ОУ Открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Инта Республики Коми.
Образ Тараса Бульбы. Best-ppt.ru
Проверим знание текста Как Тарас сумел заставить Остапа учиться? Как Тарас сумел заставить Остапа учиться? Что на прощание вручила Остапу и Андрию их мать?
Презентация к уроку по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Автор -учитель русского языка и литературы Бутуханова Регина Владимировна МОУ «Могойтуйская средняя.
ГЕРОИКО – ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «Тарас Бульба» Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы школы 57 г. Тюмени Арбатской.
Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Образ Тараса Бульбы Урок литературы в 7 классе Тарас Бульба… любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что.
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852). Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля.
Уроки по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Жизнь и творчество Н. В. Гоголя Историческая и фольклорная основы повести. Нравы и быт казаков. Нравы и быт.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему: Урок-конспект по теме "Историческая основа повести "Тарас Бульба", 6 класс
Тема: Исторический аспект нравственного облика героев в повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба»
Урок литературы в 7 классе. Украйна тихо волновалась. Давно в ней искра разгоралась. Друзья кровавой старины Народной чаяли войны… А.С.Пушкин Полтава.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Тест по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Внимательно прочитайте вопрос, подумайте, вспомнив прочитанное произведение Н.В.Гоголя; выберите правильный.
Цели урока: - осмысление трагического мира казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество; - обобщение и систематизация.
"Тарас Бульба - главный герой повести" Джураева А.А. Джураева А.А. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 27 Учитель русского языка и литературы МОУ.
Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: Презентация к уроку по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Транксрипт:

"Бранное, трудное время" Урок-игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 7-й класс

Цели урока: оценить степень освоенности повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; развивать интерес и любовь к литературе, к творчеству Н. В. Гоголя; развивать любознательность и остроту мышления учащихся, дух соревновательности, товарищеской поддержки.

Оборудование: выставка книг Н. В. Гоголя и о нем; материалы из альбома выставки «Н. В. Гоголь»; иллюстрации Кибрика к повести «Тарас Бульба»; иллюстрации учащихся к повести «Тарас Бульба»; высказывания современников Н. В. Гоголя о нем и о повести «Тарас Бульба».

Урок-игра по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Урок-игра по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

«Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера" – так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик XIX века» В.Г. Белинский. Наша игра посвящена этой дивной эпопее

Участники игры 1 курень – «Курень знатоков»; 1 курень – «Курень знатоков»; 2 курень – «Весёлый курень»; 2 курень – «Весёлый курень»; 3 курень – «Героический курень». 3 курень – «Героический курень».

"Во вкусе того бранного, трудного времени" В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит "бранного, трудного времени". Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим, как вы её усвоили.

1 этап игры «Словесный марафон» Задание: Каждой команде за 3 минуты объяснить значения 4-х слов Баллы: правильно определённое слово – 1балл

1 этап игры «Словесный марафон» «Курень знатоков» Сухая лепешка из пшеничной муки Сухая лепешка из пшеничной муки Пояс с кошелем, в который насыпали червонцы Пояс с кошелем, в который насыпали червонцы Балованный сынок Балованный сынок Длинный клок волос на голове Длинный клок волос на голове Любимая девушка Любимая девушка КоржЧеренокМазунчикЧупринаКоханка

«Весёлый курень» 1 этап игры «Словесный марафон» Жидкая каша с салом Жидкая каша с салом Широкий плащ Широкий плащ Вертела, железные прутья, на которых жарят мясо Вертела, железные прутья, на которых жарят мясо Помещение, в котором казаки жили в Сечи Помещение, в котором казаки жили в Сечи Солдат Солдат КулишЕпанчаРожныКуреньГайдук

«Героический курень» «Героический курень» 1 этап игры «Словесный марафон» Общее название сладостей Общее название сладостей Шнур, которым стягивался пояс шаровар Шнур, которым стягивался пояс шаровар Сходка, собрание запорожцев Сходка, собрание запорожцев Ведро дегтя Ведро дегтя Секира Секира ПундикиОчкурРадаМазницаТопор

Балл: правильный ответ – 1 балл дополнение – 0,5 балла дополнение – 0,5 балла 2 этап игры «Брейн-ринг» Задание: Кто больше и быстрее правильно ответит на вопросы? Первой отвечает команда, которая первая подняла руку. При неверном ответе право ответа предоставляется другой команде.

Как Тарас сумел заставить Остапа учиться? Как Тарас сумел заставить Остапа учиться? Как Бульба обычно называл жену? Как Бульба обычно называл жену? Что на прощанье вручила Остапу и Андрию их мать? Что на прощанье вручила Остапу и Андрию их мать? За что и как наказывали на Сечи? За что и как наказывали на Сечи? Что описывал Н.В. Гоголь по дороге отца с сыновьями на Сечь? Что описывал Н.В. Гоголь по дороге отца с сыновьями на Сечь? Остров, на котором стояла Запорожская Сечь? Остров, на котором стояла Запорожская Сечь? Город, который казаки взяли в осаду? Город, который казаки взяли в осаду? Каково было воинское звание Тараса? Каково было воинское звание Тараса? Кто пришел к Андрию во время осады? Кто пришел к Андрию во время осады? Кто был избран куренным атаманом во время боя? Кто был избран куренным атаманом во время боя? Какая разница в воинском убранстве казаков и ляхов? Какая разница в воинском убранстве казаков и ляхов? Что это за дело, за которое новичок принимался торжественно в казацкие круги? Что это за дело, за которое новичок принимался торжественно в казацкие круги? Почему Тарас решил ехать вместе с сыновьями на Сечь? Почему Тарас решил ехать вместе с сыновьями на Сечь? Как на Сечи относились к вере? Как на Сечи относились к вере? Кто и что говорил о товариществе? Кто и что говорил о товариществе? Какую смерть приняли Остап и Андрий? Какую смерть приняли Остап и Андрий? Какой была месть Тараса Бульбы? Какой была месть Тараса Бульбы?

3 этап игры «О ком идет речь?» Задание: Узнай героя по описанию Балл: Правильный ответ – 2 балла

1. "...весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником Православия".

2. "Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы А он между тем, объятый пылом и жаром битвы понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае"

3. Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".

Тарас Бульба Андрий Остап

4 этап игры «Мысль изречённая» Задание: Отгадайте и вставьте пропущенное слово Баллы: правильно названное слово – 2 балла

«Курень знатоков» «Терпи, козак - … будешь!» «Терпи, козак - … будешь!»атаман Не хвались в поход собираючись, а … Не хвались в поход собираючись, а … хвались из похода едучи

«Весёлый курень» Нет силы сильнее … Нет силы сильнее …веры Казака в степи, только … догонит Казака в степи, только … догонитпуля

«Героический курень» Кровь казачья … Кровь казачья … не водица Нет уз святее … Нет уз святее …товарищества

5 этап игры «Умозаключение» Задание: подумайте и дайте ответ Максимальный балл – 5

Как вы считаете правильно ли сделал Тарас убив своего сына? Как вы считаете правильно ли сделал Тарас убив своего сына? Почему Остап в последнее минуты жизни, не зная о присутствии Тараса на площади, обратился к отцу? Почему Остап в последнее минуты жизни, не зная о присутствии Тараса на площади, обратился к отцу?

Что такое подвиг – один момент или вся жизнь? Можем ли мы сказать, что вся жизнь Остапа была подготовкой к подвигу? Что такое подвиг – один момент или вся жизнь? Можем ли мы сказать, что вся жизнь Остапа была подготовкой к подвигу? Почему Тарас не только принял такое страшное решение убить сына, но и взял на себя его исполнение? Почему Тарас не только принял такое страшное решение убить сына, но и взял на себя его исполнение?

Андрий – это положительный или отрицательный герой? Андрий – это положительный или отрицательный герой? Почему в произведении, написанное на русском языке, Гоголь вставляет украинские слова? Почему в произведении, написанное на русском языке, Гоголь вставляет украинские слова?

Творческое домашнее задание «Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»

Езикова Света

Плиско Дима

Трегуб Олег

Коваленко Ксения

Савченко Коля

Любезний Павел

Паньков Влад

Стовбун Наташи

Бобряшов Сергей

Прудько Виталий

Ковалёв Денис

Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной". Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть "сколько возможно" воздуха "бранного, трудного времени", ощутить "энергическую, могучую" атмосферу Запорожской Сечи – "гнезда", откуда, по словам писателя, "вылетают все те гордые и крепкие, как львы! откуда разливается воля и козачество на всю Украйну". Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчёркивал: "После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя".

Подведение итогов. Подсчет командных очков и выставление оценок участникам игры.

Домашнее задание: подготовиться к сочинению по повести «Тарас Бульба» - «Что нового вошло в мою жизнь, после прочтения повести Н.В. «Тарас Бульба», или «Два брата, две судьбы».