«Реализация ФГТ в ДОУ СОСТАВИТЕЛЬ ПЛЕТЕНЧУК Н.В. СТ. ВОСПИТАТЕЛЬ МКДОУ Д/С 506.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация учебного процесса и управление учебным заведением Организация учебного процесса и управление учебным заведением Профессиональный конкурс работников.
Advertisements

Составитель: заведующая Маркина С. М.. 1.Информационно- аналитический этап (февраль – май 2012 г.) 2. Внедренческий этап (май 2012 г. - январь 2014 г.)
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Заведующий МКДОУ детским садом «Огонек» р.п. Линево.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
«Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ»
Составитель : Кондюрина И. В. Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад « Солнышко » Занятие в условиях федеральных государственных требований.
С егодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от 655 были.
Организация работы с кадрами в МБДОУ 25 «Мишутка» в период введения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
«Развитие глагольного словаря у детей с ОНР в процессе коррекционно- логопедической работы» (из опыта работы) Составитель: учитель-логопед МБДОУ 385 Мазанова.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
МАДОУ ЦРР ДС 482 Структурное подразделение Педагогический совет 3 «Обновление содержания организации работы педагогов в самостоятельной и совместной деятельности.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Опыт работы МБДОУ за 2011 – 2013 учебный год в условиях ФГТ Составила: старший воспитатель Дашкова Е.Л.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
О модернизации системы дошкольного образования Северного района в условиях введения в действие федеральных государственных требований к структуре основной.
Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса Заведующий МБДОУ «Детский сад 55» Бардасова С.Н.
Транксрипт:

«Реализация ФГТ в ДОУ СОСТАВИТЕЛЬ ПЛЕТЕНЧУК Н.В. СТ. ВОСПИТАТЕЛЬ МКДОУ Д/С 506

Деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном этапе регламентируют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с запросами общества и государства, обозначены основные направления на развитие дошкольного образования: ориентация на содействие развитие ребенка при взаимодействии с родителями; организация осмысленной и интересной жизни детей в детском саду; отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения; стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка; попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области; создание условий для того, чтобы каждый воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы детей своей группы, специфику национально-культурных и природно-географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.

Творческой группой ДОУ в 2009 году была разработана основная общеобразовательная программа ДОУ, а в переходный период введения ФГТ в нее были внесены дополнения и изменения. Разработан план поэтапного внедрения ФГТ: 1.Информационно-аналитический этап (сентябрь 2011 г. – май 2012 г.) 2. Внедренческий этап (май 2012 г. - январь 2014 г.) 3.Итоговый этап (январь 2014 г. – май 2014 г.)

Информационно-аналитический этап

1.Начали мы с того, что предоставили в распоряжение педагогов и специалистов текст документа и изучили его на специальном семинаре «Моделирование воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГТ ». 2. Организовали обсуждения и вынесли решение относительно того, по каким новым для всех педагогов и специалистов направлениям должна быть организована работа в ДОУ. Коллектив нашего детского сада начал работу по изучению ФГТ:

Провели сравнительный анализ ФГТ и анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой. До введения ФГТ в практике дошкольного образования доминировала учебная (предметная) модель организации образовательного процесса. Присутствовала трех-частность образовательного процесса (занятия, совместная и самостоятельная деятельность) С введением ФГТ предпочтение отдается совместной как менее регламентированной, предполагающей более «свободные», партнерские взаимодействия взрослого и ребенка, а именно - баланс инициатив. Присутствует двух- частность образовательного процесса (совместная и самостоятельная деятельность)

Отметили изменения в образовательной программе Раньше модель содержания образования была разбита на учебные предметы (математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, лепка, рисование и т.д.), существующие не зависимо друг от друга и имеющие свою логику построения (цели, задачи, их последовательность). Формой реализации содержания является занятие со строго определенной структурой, вопросно-ответными способами взаимодействия взрослого и детей. Мотивация к занятию часто решается авторитетом педагога и дисциплинарными методами, вопросы к детям носят закрытый характер и предполагаемые ответы детей. Учебное занятие имеет репродуктивный характер: педагог излагает, задает образец, дети запоминают и воспроизводят. Отличительной особенностью занятий является также то, что оно предполагает определенную организацию образовательного пространства: отведенное место в группе – учебная зона, столы и стулья чаще расположены фронтально. Совместная и самостоятельная деятельность детей по содержанию не предполагала связи с учебными предметами. Самостоятельная – связана с игровыми центрами, совместная планировалась либо как игровая, либо компенсировала предметы, не вошедшие в расписание занятий. Согласно ФГТ П. 2.4 Программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. П.2.11 ФГТ общий объем обязательной части Программы включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавателно-исследовательской…); под этим следует понимать совестную деятельность, а не занятие образовательную деятельность в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы.

Также мы обратили внимание на особенности планирования в рамках ФГТ И обозначили для себя, что предметом планирования будет являться : -непосредственно образовательная деятельность (в форме совместной) -совместная деятельность взрослого и детей -деятельность в ходе режимных моментов -самостоятельная деятельность - взаимодействие с семьей.

Сравнили планирование: Традиционное планирование Перспективные (годовые) планы: задачи развития. Строятся в контексте предметности. Представлены в комплексной образовательной программе. Перспективное тематическое планирование по предметам. Темы задаются комплексной образовательной программой. Может разрабатываться педагогами самостоятельно. Календарный план, отражает предметность и трех- частность образовательного процесса (специально организованная деятельность – занятия; совместная деятельность; самостоятельная деятельность). Разрабатывается педагогами ДОУ Планирование в рамках ФГТ Перспективные (годовые) планы: задачи развития. Строятся в рамках образовательных областей. Представлены в примерной образовательной программе. Перспективное комплексно-тематическое планирование по образовательным областям. Тематика может задаваться примерной ООП или педагогами самостоятельно Разработка темы по образовательным областям осуществляется педагогами ДОУ Календарный план, отражает интегрированность и пяти-частность образовательного процесса (непосредственно образовательная деятельность в форме совместной; совместная, самостоятельная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов; взаимодействие с семьей). Разрабатывается педагогами ДОУ

Отличия традиционного расписания занятий и расписания в рамках ФГТ представлено в таблице Основания сравненияТрадиционная практикаПрактика в рамках ФГТ НазваниеРасписание занятий Расписание непосредственно образовательной деятельности Что отражаетПредметность Принцип интеграции, комплексно-тематический подход Что обозначено Предметы (математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, лепка, конструирование, музыка…) Образовательные области ( Коммуникация, социализация, художественно- творческая деятельность, познавательная, физическая, музыкальная… ) ПодходЖесткая заданность, неизменность Задает рамки и возможность вариативности Связь с календарным планированиемСтрого соответствует Соответствует в пределах образовательной области, но вариативность, в зависимости от разработки темы и организации деятельности

Мы сделали вывод: Сетка (расписание ООД) отражает непосредственно образовательную деятельность, которая осуществляется в форме совместной, но в то же время это организованная (регламентированная) совместная деятельность. А организовывает (регламентирует) ее именно расписание. Но вне расписания деятельность также осуществляется и как самостоятельная и как совместная деятельность. Поэтому в календарном планировании важно правильно расставлять акценты!!!

В форме деловой игры «Обучалочка» поупражнялись в организации совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности. Познакомились с подходами к организации непосредственно образовательной деятельности в рамках ФГТ. Провели аудит соответствия условий ДОУ ФГТ (образовательная среда детского сада, групп, кабинетов). Изучили новые модели образовательной деятельности с детьми согласно ФГТ. Провели анализ соответствия системы мониторинга ФГТ (творческая группа).

Внедренческий этап

Организация самостоятельного изучения педагогами ООП, принципов и условий организации образовательной деятельности с детьми. Основывались на том, что педагоги уже хорошо знали и умели использовать на практике: принцип интеграции; принцип календарно-тематического планирования; знания и умения по использованию технологии игровой мотивации при проведении образовательной работы с детьми; использование технологии стимулирования партнерской деятельности с детьми.

Обучение педагогов по проблеме организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Семинар-практикум «Подготовка и проведение совместной деятельности взрослого и ребенка» Проведены педагогические советы «Думать, творить, развиваться», «Проектная деятельность в рамках ФГТ» по рассмотрению вопросов внедрения федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Организованна учеба педагогов в работе муниципальных методических объединений, мероприятиях по проблеме организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ. Идет внедрение образовательной программы в практику работы ДОУ (мастер - классы, открытые просмотры). Ведется анализ собственной деятельности, анализ просмотренных мероприятий. Контроль (собеседование с педагогами ДОУ об особенностях организации образовательного процесса в соответствие с ФГТ и ООП ДОУ). Общие подходы к построению предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ.

В годовой план работы дошкольного образовательного учреждения внесли следующие мероприятия, которые включили в раздел «Методическая работа»: создание творческих групп по изучению и разработке направлений, которые вызывают у педагогов и специалистов трудности, с учетом индивидуальных интересов и потребностей сотрудников; составление планов работ творческих групп; составление плана перехода МКДОУ д/с 506 по введению Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы (ООП); создание в методическом кабинете информационного пространства, в котором сосредоточить материал публикаций по ФГТ; организация выставки методической литературы, разработанную с учетом требований ФГТ (программы, рекомендации, методические разработки); организация ежемесячных тематических обсуждений публикаций в научно-методических журналах; проведение педагогических советов, семинаров, дискуссий, заседаний «круглых столов»; организация конкурсов по разработке технологий работы с детьми в свете современных требований.

При организации работы педагогов с детьми обратили внимание на то, что школьно-урочная форма занятий не обеспечивает полноценного развития ребенка-дошкольника. В связи с этим продумали: - способы организации детей при проведении непосредственно-образовательной деятельности; - стиль поведения взрослого (от административно- регламентирующего к непринужденно-доверительному); - рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми); - отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы. ФГТ предусматривает организацию образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности.

При этом обратили внимание педагогов, что меняется не только положение взрослого, но и статус детей: 1. Дети сами могут решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии, у ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое. Это свобода выбора между различными видами деятельности и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.

Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: Свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, получить необходимую помощь, совет и т.п.

Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждого ребенка может определить для себя сам: что он сделает, сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.

Запустили в этом году 2 пилотные группы (младший и средний возраст) Творческая группа «Новые идеи» направила свои усилия на: -создание развивающей среды (обновление наглядно-демонстрационного материала, приобретение разработок планов, конспектов в рамках ФГТ, оснащение групповых и т.д.); - организацию работы по внедрению комплексных занятий; - организацию помощи молодым специалистам в проведении совместной деятельности; -написание календарно-перспективных планов; -использование новых форм работы с родителями; - оформление стендовой информации для педагогов и родителей.

Работая с детьми мы убедились, что в условиях строгого режима дня, который регламентируется нормами САНПиН, следует понимать, что непосредственно образовательная деятельность – это регламентированная совместная как альтернатива занятию. Таким образом, мы «заменяем» занятие, с его жесткой структурой и особыми учебными методами и приемами, характерными для занятия, на методы, приемы, характерные для совместной деятельности. При этом остаемся во временных рамках режима дня и расписания образовательной деятельности.

Руководствуясь основными документами РФ (ФГТ, Санпины) внесли изменения в образовательную программу ДОУ и составили план работы на г.г.

Направления МероприятияОтветственныеИнституциональный уровень Сроки исполнения Нормативно-правовое обеспечение Приказ о создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы в соответствии с ФГТ в ДОУ Зав ДОУПриказ МКДОУ д/с 506 реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФГТ Сентябрь 2011 Приказ об утверждении плана перехода дошкольного образовательного учреждения по введению ФГТ к структуре ООП Зав ДОУПриказ МКДОУ д/с 506 об утверждении плана перехода дошкольного образовательного учреждения по введению ФГТ к структуре ООП Сентябрь 2011 Приказ об утверждении положения о работе рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ и плана деятельности рабочей группы Зав ДОУПриказ МКДОУ д/с 506 о создании рабочей группы по разработке образовательной программы Сентябрь 2011 Внесение изменений в образовательную программу ДОУ Рабочая группадо г. Научно- методическое обеспечение Заседание МО воспитателей мл.гр, ст.гр, специалистов ДОУ с рассмотрением вопросов: концептуальные положения ФГТ к структуре ООП, новое в законодательстве об образовании (проект федерального закона «Об образовании в РФ в редакции г, СанПин ) ГЦРО Оберемок С.М. Старший воспитатель Рекомендации обучающего семинара Февраль-март 2013 г.

Научно- методическое обеспечение Научно-практические и методические семинары, круглые столы для различных категорий работников дошкольного образования по вопросам введения ФГТ. Рабочая группа ДОУ, ст. воспитатель Проведение обучающих семинаров, мастер- классов, консультаций по вопросам введения ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Рекомендаци и годового плана Участие в конкурсе педагогического мастерства, конкурсах муниципального, районного и городского значения введения ФГТ в дошкольных образовательных учреждениях Новосибирской области РОО Советского района Научное сопровождение, научные практико-ориентированные разработки по вопросам введения и реализации ФГТ, разработки образовательных программ учреждения, созданию развивающей образовательной среды в ДОУ постоянно Межмуниципальное взаимодействие с органами управления образованием по обмену опытом работы по введению ФГТ к структуре и условиям реализации ООП дошкольного образования РОО Советского района Совещания руководителей, специалистов муниципальных органов управления образованием в течение гг. Консультации по моделированию образовательных программ, образовательного процесса и развивающей среды в соответствии с ФГТ к структуре и условиям реализации ООП дошкольного образования Рабочая группа ДОУ, ст. воспитатель Использование материалов, разработанных и предложенных ГЦРО, в практической деятельности ДОУ в течение гг. Деятельность методических объединений по введению ФГТ к структуре и условиям реализации ООП дошкольного учреждения Рабочая группа ДОУ, ст. воспитатель Использование материалов, разработанных и предложенных ГЦРО, в практической деятельности ДОУ в течение гг.

Убедились, что не маловажное место в реализации ФГТ уделяется мониторингу Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм периодичности и содержания мониторинга. В процессе мониторинга исследуются: - физические -интеллектуальные -личностные качества детей Исследование проводится через: -наблюдения за ребенком -беседы -экспертные оценки -тесты и т.д.

Периодичность мониторинга Периодичность мониторинга по ФГТ устанавливается каждым дошкольным учреждением в зависимости от специфики и мониторинг должен обеспечивать: - возможность оценки динамики достижений детей -сбалансированность -не приводить к переутомлению детей -не нарушать ход образовательного процесса Учитывая все данные условия в нашем ДОУ, мониторинг проводится 2 раза в год, исключая фактор усложнения материала и "белого"листа после лета (конец ноября – середина мая). Критерии оценки ребенка исходят из образовательной программы и соответствуют особенностям возраста. Оценка идет по 2 направлениям: -мониторинг образовательной среды - мониторинг интегративных качеств личности. Для сравнительного вывода динамики развития детей используем математические методы обработки данных.

Итоговый этап Анализ реализации ООП по всем направлениям и задачам. Выявление трудностей и положительного опыта. Результаты работы педагогического коллектива за год в условиях внедрения ФГТ к структуре ООП. Итоговый педсовет.

Спасибо за внимание!