Учить мыслить Кустова Ирина Николаевна, учитель математики МБОУ СОШ 47
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей. В.В. Давыдов
* Стремится «дать знания» * Не хочет «брать»
1. Это интегрированное занятие. 2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. 3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. 4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики. 5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика! Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Чётко и точно формулировать задание. Способность к импровизации. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель не актёр, а режиссёр!
«Витамины в нашей жизни» «Мы то, что мы едим» «Какой русский не любит быстрой езды» «Пермь Великая» «Архитектура Перми» «В здоровом теле – здоровый дух» «Делаем ремонт» «Семейный бюджет»
* Подготовка: 1. Сформировать группы. 2. Каждая группа готовит: а). информационный лист о пользе витаминов; б). витаминный салат, красочно оформляет его рецепт. 3. Заранее принесенные информационные листы и рецепты разместить в кабинете. 4. Подготовить соведущих урока из числа учеников класса. * Примеры задач: 1. Капуста при засолке теряет 20% своего веса. Достаточно ли купить 12 кг свежей капусты, чтобы квашеной капусты получилось 10 кг? 2. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4 : 1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг?
Подготовка: 1. Подготовить докладчиков. 2. Подготовить презентацию (собирается из презентаций учащихся (3-4 кадра: 1. Мудрые мысли; 2-3. Полезность продукта; 4. Призыв.) Примеры задач: 1.. Соотношение в рационе массы колбас и сосисок к массе мяса и рыбы должно быть не больше, чем 2 / 5. Сколько грамм колбасных изделий в неделю не повредят здоровью, если всего за неделю школьник съедает 2,1 кг мясных, рыбных и колбасных блюд?
Правила дорожного движения + задачи на движение, работа с таблицами. Игра «Пункт назначения». Играют 3 команды (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд) Подготовка: 1. Подготовить презентацию с вопросами по правилам дорожного движения. 2. Подготовить 3 карты-маршрута.
Примеры задач:
Подготовка: 1. Подготовить экземпляры карты Пермского края для каждого ученика. 2. Подготовить информационные листы (содержится информация по Пермскому краю), вопросы, ответить на которые нужно с помощью карты. Примеры задач: 1. Найти протяженность Пермского края с севера на юг. 2. На каком расстоянии от Перми находятся пункты добычи нефти в Пермском крае.
Строение организма человека + польза физкульту ры и спорта +спортив ные достижения одноклас сников + диаграммы. «В здоровом теле – здоровый дух» Знакомство с микроэконо мическими понятиями + вычисли тельные навыки. «Семейный бюджет» Составле- ние сметы для побелки классного кабинета + измерения, задачи на вычисление площади. «Делаем ремонт» История г. Перми + геометриче ские фигуры. «Архитектура Перми»
* сохранять и отстаивать культуру мышления * сохранять и отстаивать культуру формирования целостного мировозрения