ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС О. М. Огульцева учитель географии МКОУ – Березовская СОШ победитель ПНПО – 2008 «Лучший учитель года»
Мета- (с греч. μετά- между, после, через),греч. часть сложных слов, обозначающая: абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метацентр). В древнегреческом языке предлогдревнегреческом языкепредлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее»,«за», а также «через», «между».
Умения это сочетание знаний и навыков, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения - усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
Это овладение основными универсальными учебными действиями: -регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов Метапредметные результаты образовательной деятельности
совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие УУД
1.Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Ставить учебные цели. 3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 5.Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6.Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД
БЛОКИ УУД
внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; элементы волевой саморегуляции. Регулятивные УУД
Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем
УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
Виды заданий для диагностики и формирования личностных УУД Участие в проектах; Подведение итогов урока; Творческие задания; Мысленное восприятие картины; Самооценка события, происшествия; Дневники достижений.
Для диагностики и формирования познавательных УУД «Найди отличия» «На что похоже» Поиск лишнего «Цепочки» Упорядочивание Составление схем – опор Работа с таблицами Составление и распознавание графиков, диаграмм Работа со словарями
Виды заданий для диагностики и формирования регулятивных УУД Преднамеренные ошибки Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль Заучивание материала наизусть в классе «Ищу ошибки»
Для диагностики и формирования коммуникативных УУД Составь задание партнеру Отзыв на работу товарища Рецензия на ответ товарища Работа в группах «Отгадай, о ком говорим» «Подготовь рассказ» «Опиши устно» «Объясни»
УУД Обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения Создают условия развития личности и её самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками
Универсальные способы деятельности Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, презентацию с помощью ТС и ИТ; Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.
Универсальные способы деятельности Поисковая деятельность (исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая); Создание проблемных ситуаций; Технология опорных конспектов; Дидактические игры; Творческие работы; Использование на уроке дополнительной литературы; Работа с картой. Обучение учащихся общим приёмам, образцам мыслительной деятельности (составление кластеров, приёмы сворачивания информации: конспект, таблица, схема и т.д.) Использование общих алгоритмов, памяток (алгоритм проектной работы, памятка участнику дискуссии, памятка по составлению конспекта и т.д.).
Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Технология критического мышления Технология личностно-ориентированного обучения
В презентации использованы материалы слайд-программы учителя биологии Л.В.Тепляничевой «Универсальные учебные действия» Благодарю за внимание!