Критериальное оценивание проектной деятельности Критериальное оценивание - процесс оценивания, основанный на выставлении баллов в соответствии с заранее выработанными критериями. Автор: Плотникова Г.А., учитель информатики МБОУ «Гимназия 4 имени братьев Каменских», г. Пермь
Проектное обучение (метод проектов) это современная педагогическая технология, в основу которой положена идея деятельностного подхода с предъявлением конкретного результата. проектная деятельность предполагает совместную (коллективную) работу учащихся по разрешению проблемы, в ходе которой происходит формирование ключевых компетенций учащегося.
Проекты и минипроекты - это всегда самостоятельная деятельность учащегося по СОЗДАНИЮ чего-либо. Проекты и минипроекты являются привлекательной формой заданий: 1.предлагаемые задания увлекательны для учащихся; 2.это самостоятельная деятельность учащегося; 3.в проекте в интегрированной форме, целостно можно выявить все самые необходимые для человека умения, такие как целеполагание, выбор средств и ресурсов, необходимых для достижения цели, работа с информацией, планирование, самоорганизация и пр.
Классификация проектов по времени работы: краткосрочные (в рамках 1 – 2 уроков). Это небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами или отдельными учениками. итоговые при изучении темы. Работа над проектом рассчитана на цикл уроков. долгосрочные с выходом на учебно-исследовательские конкурсные работы.
По используемой технологии создания: проекты в рамках изучения определенной программы (например, MS Word, PowerPoint, MS Excel, Paint, CorelDraw, MS Access, MS Publisher); проекты, для создания и представления которых используется несколько программ (например, MS PowerPoint + графические редакторы, HTML + графические редакторы и т.п.)
Этапы проектной деятельности 1 этап. Организационный. Это этап выбора темы проекта, определения групп, распределения обязанностей в группе. На этом этапе учащиеся знакомятся с критериями оценки работ. критериями оценки работ 2 этап. Работа над проектом. Работа над проектом заключается в следующем: - поиск материала (содержания проекта). - обработка материала. - оформление результатов. - самооценка проекта. Выполняют качественную оценку работ и переводят эту оценку в обычный школьный балл.
Примеры критериев оценивания работ 1.Оценка проекта, реализованного в графическом редакторе PaintPaint 2.Оценка проекта, реализованного в CorelDraw.CorelDraw. 3.Оценка презентации (MS Power Point)MS Power Point 4.Оценка газеты (MS Word)MS Word 5.Оценка проекта, реализованного в MS ExcelMS Excel
Представление критериев оценивания в виде рубрикатора Рубрика (амер. Rubric, англ. Markscheme, русск. инструкция по оцениванию) - это механизм определения оценочных баллов, описывающий разные аспекты и уровни достижений при выполнении задания. При этом механизм оценивания становится прозрачным для учащихся и позволяет легко задействовать самооценивание.
Использование рубрикатора:
Рубрикатор для оценивания газеты: предложенный 7 – классникам измененный для 5 класса (мини – проект «Сказка про компьютер и информационные технологии», реализованный в MS Word) измененный для 5 класса Примеры проектных работ: 1)Проект «Газета» (7 класс)7 класс 2)Проект «Сказка» (5 класс)5 класс
Этапы проектной деятельности 3 этап. Защита проекта. Защита проектов проводится по следующей памятке: Защита проектов Время выступления: не более 7 мин. Ответы на вопросы: 3-5 мин. Защита 1.Вступление Обоснование темы проекта: почему выбрана эта тема, чем она интересна для вас, почему она должна быть интересна другим. доля участия каждого в создании проекта. 2. Основная часть Представление проекта (отбор материала, стиль, дизайн, … ). 3. Заключение Что дало участие в создании проекта? Что хотелось бы исправить и можете ли вы это сейчас?
Оценка проекта: формативно оценивается работа учащегося на стадии выполнения работы и подготовки ее к презентации, в качестве суммативной оценки – оценивание конечного результата работы, причем это не только произведенный учащимся продукт, но и его отчет по работе и презентация произведенного продукта.
Выводы Сегодня ключевым тезисом применительно к оцениванию становится то, что оценивание должно представлять собой стройную и четкую СИСТЕМУ, все элементы которой объединены четкой структурой и работающей на высокие и сложные образовательные цели. не существует какой-либо одной универсальной технологии оценивания, подходящей под все случаи жизни. Учитель сегодня должен владеть разными способами и методами оценивания. оценивание может быть качественным только тогда, когда все заинтересованные лица понимают: с какой целью оно проводится в каждом конкретном случае; что подлежит оцениванию; когда методы оценивания адекватны целям и задачам; когда учтены возможные источники искажения результатов оценивания (каждый учитель сталкивался с ситуацией, когда ученик не справлялся с задачей по той простой причине, что он не понял ее условия). Завершить показ
Характерные черты критериального подхода в оценивании процесс оценивания осуществляется в ситуации «общественного договора», то есть критерии оценивания по каждому предмету известны, поняты и приняты всеми участниками учебного процесса – учителем, учениками, их родителям. Ситуация «общественного договора» является значительным фактором, способствующим формированию субъект-субъектных отношений между учителем и учеником. «Правила игры» известны, приняты и соблюдаются всеми.