Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 83 г. Томска СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Микулина Н.Н
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду: уголки природы во всех группах, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, создание условий для развития исследовательской деятельности у детей, приобщение детей к регулярному труду, забота о животных.
Для ребенка же важно при его развитии использовать больше наглядности, практических действий. Ребенок должен сам видеть, наблюдать, трогать. Это способствует развитию исследовательских способностей у ребенка.
Взрослые, должны создать для ребенка все условия, чтобы он сам добывал и закреплял свои знания и умения. Ведущая роль отдается ребенку, мы лишь создаем условия, для детского развития.
В дошкольном учреждении процесс формирования целостной картины мира начинается через игру (младший дошкольный возраст), так как у детей несформированны коммуникативные качества (говоря простым языком, у них пока отсутствует связная речь). В дошкольном учреждении процесс формирования целостной картины мира начинается через игру (младший дошкольный возраст), так как у детей несформированны коммуникативные качества (говоря простым языком, у них пока отсутствует связная речь).
задачи Способствовать формированию у детей целостной картины мира (животные, растения, их взаимосвязь) Способствовать формированию у детей мотивации к исследовательской деятельности Развитие исследовательских способностей у детей Воспитывать у детей гуманные чувства к животным, бережное отношение к растениям Объединить усилия педагогов и родителей для развития экологической среды в группе (оформление «Зеленого уголка») и участке (озеленение участка) Включать родителей в процесс воспитания своего ребенка (походы, экскурсии) Показать родителям важность семейного примера, традиций в воспитании ребенка, активизируя общение с ним
Для достижения положительных результатов по данному направлению в работе используются следующие методы и приемы: Словесные (индивидуальные беседы с родителями, рассказ, беседа, составление детьми рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений) Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, экскурсии, походы) Практические (экологические игры, творческая деятельность, создание гербариев, оформление «Экологического паспорта комнатных растений», оформление «Зеленого уголка», оформление «Огорода на окне», высадка рассады на клумбы, уход за нею, сбор семян)
Реализуется работа в таких формах работы, как: Совместная деятельность родителей и детей (изготовление поделок из природного материалы, походы, экскурсии)
Непосредственная образовательная деятельность в ДОУ (художественное творчество – аппликация, лепка, познание – ознакомление с окр.миром )
Совместная деятельность педагогов и детей ( изготовление поделок, походы, экскурсии в лесопарковую зону, сбор и оформление гербариев, сбор семян растений, оформление «Огорода на окне», ведение дневника наблюдений, оформление «Экологического паспорта комнатных растений», наблюдения на прогулке)
Самостоятельная деятельность детей (рассматривание наглядных пособий, гербариев, уход за комнатными растениями, рассадой, наблюдения на прогулке, кормление птиц)
Работа с родителями (организация «Огорода на окне» - разработка проекта клумбы, приобретение семян, грунта, рассады цветов, высадка рассады на клумбу, посадка саженцев на участке, субботники)
Принципы Принцип целенаправленност и, системности Принцип комплексного воспитания Принцип воспитания в деятельности Принцип уважения к личности ребенка Создания для «особых» детей заведомо ситуации успеха Принцип воспитания детей в коллективе Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
Ожидаемые результаты: развитие у детей исследовательских способностей, расширение кругозора детей, путем создания наглядных пособий (гербариев, «зеленых» уголков в группе), формирование социально – нравственных качеств характера (доброта, толерантность, милосердие) у детей дошкольного возраста.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!