К РУГЛЫЙ СТОЛ : Провела воспитатель : Федотова М.А.
П РИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. Одним из важнейших направлений в преодолении без духовности значительной части общества является духовно- патриотическое воспитание и образование детей. Этому способствует знание отечественной истории.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПЫТА. Мной был обобщен передовой педагогический опыт отечественных педагогов и психологов: О.Л.Князевой, Л.С.Куприной, С.Новоселовой, Т.Я.Шпикаловой. Мне приемлемо и импонирует в их трудах: комплексное обучение через взаимообогащение устного и декоративно- прикладного творчества (О.Л.Князева); систематизированный материал о русской народной культуре в разное историческое время (Л.С.Куприна);
подборка фольклорных произведений для приобщения детей к национальной культуре (Д.П.Федорова); Мной был обобщен передовой педагогический опыт отечественных педагогов и психологов: О.Л.Князевой, Л.С.Куприной, С.Новоселовой, Т.Я.Шпикаловой. Мне приемлемо и импонирует в их трудах: комплексное обучение через взаимообогащение устного и декоративно-прикладного творчества (О.Л.Князева);
систематизированный материал о русской народной культуре в разное историческое время (Л.С.Куприна); подборка фольклорных произведений для приобщения детей к национальной культуре (Д.П.Федорова); педагогическая технология ознакомления детей с фольклором (Н.Аксарина, А.Фонарева, С.Новоселова); принципы воспитания (Т.Я.Шпикалова).
Цель: Приобщать детей к народной культуре посредством развития познавательных способностей у детей. Данную цель реализуют ряд задач: 1.Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям, широко используя фольклор во всех его направлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). 2.Познакомить с традициями, обрядами, укладом жизни русского народа в разное историческое время, с его историей, культурой и искусством. Для решения поставленных задач я подобрала и систематизировала народные хороводные и подвижные игры для детей.
Разработала: сезонные наблюдения на прогулках с использованием широкого спектра народных примет и пословиц для детей; систему занятий по ознакомлению дошкольников с традициями, обрядами, укладом русского народа для среднего и старшего возраста.
Проведя диагностику по намеченным мною критериям, пришла к выводу: у детей слабо развита речь; малый активный словарь; плохо запоминают потешки, песенки, частушки, прибаутки; неусидчивы; невнимательны.
Мне импонировала идея авторов, что детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать, опираясь на принципы – активность и посильная самостоятельность. Спланированная мною работа с дошкольниками: индивидуальные занятия (подгрупповой метод); использование игровых заданий на сопереживание по поводу содержания произведения: «…дай молока, Буренка…, водичка, водичка, умой мое личико»;
введение элементов помощи и совместных действий со взрослыми в процессе ознакомления с произведением: «Расти коса до пояса…», «Баю-бай, глазки Миша закрывай»; широкое использование наглядности по прочтению текста (картины, иллюстрации, игрушки, кукольный театр); настольный театр, объемные ширмы и панорамы. Это способствовало формированию умения воспринимать фольклорные тексты, умение слушать и слышать.
Мною было подмечено, что постепенно к моим детям притягиваются элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, краю, Родине.
По результатам диагностического исследования на конец учебного года отмечался рост умений и навыков детей: развитие речи, обогащение словаря, усидчивость, улучшение внимания и памяти
Постепенно подводила детей к осмыслению понятия «Народная игрушка». В этой группе начала знакомить детей с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах. Я учила дошкольников осваивать отдельные элементы Дымковского орнамента, посредством настольных дидактических игр: «Дымковское лото», «Веселая ярмарка», «Сложи узор», ведя работу от простого к сложному. Аналогично знакомила детей с Филимоновскими игрушками.
Воспитанников привлекал яркий внешний вид оформленных мною пособий. Несложность на начальном этапе заданий для неуверенных детей, поощрение оригинальности выкладываемых узоров детьми из сильной подгруппы и желание повторить, получая одобрение и похвалу.
По результатам проведенных мероприятий и всей работе за год в целом, я сделала вывод, что ценность детского фольклора в том, что с его помощью легко устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, эмоциональное общение.
Своими достижениями в работе считаю: неуверенные в себе дети стали увереннее, не боятся принимать участие в групповой театрализованной деятельности; у детей сформирован устойчивый интерес к литературе, к театру, навык воплощать в игре определенные переживания, присутствуют желания создавать новые образы.