Цели: формировать национальное самосознание; воспитывать чувство любви к своей малой Родине; формировать знания детей о природе своей Родины; продолжить знакомство детей с животными и растениями своего края. Устный журнал «Экология жителей села Сорты» Автор: Любченко Григорий, 7 класс
Народные знания о сезонном развитии живой и неживой природы необычайно широки. Они нашли отражение в многочисленных пословицах, приметах, загадках, легендах и т.д.. Уникальные знания накапливает народ при взаимодействии с природой. Эти знания веками по крупицам отбирались, закреплялись и передавались из поколения в поколение. К сожалению, опыт народной экологии утрачивается, и поэтому мы обязаны возрождать её. Сегодня мы откроем несколько страниц нашей книги, которая называется «Экология жителей моего села».
Как много было дедовских примет! Иных из них давно уж нет в помине. Другие сквозь десятки зим и лет Дошли до нас и вот – живут поныне. (Роман Ругин) Закончи примету: 1.Собаки воют- волки … (близко). 2. Солнце к вечеру краснеет – день настанет … (холодный) 3. Около луны звезда народилась - … (потеплеет) 4. Звёзды сильно заблестят - … (к теплу) 5.Собаки катаются - … (к пурге) 1-ая страница «Приметы народные, в дело пригодные»
Мы тёмным вечером сверкаем, а днём мы исчезаем. Лежит на земле белый камешек, а внутри сердечко стучит. Из пуховой одежды мамы для детишек мягкая постелька постелена. Длинноухий модник летом в сером кафтане бегает, а зимой белую шубу надевает. Она, как снег, от солнца прячется, а мышка - от неё. С неба летит – пляшет. Всё, что в лесу – прячет. А в дом попадёт – плачет. 2-ая страница «Загадки о природе»
(Звучит песня «Колодец») Кромсаем дёд, меняем рек теченье. Твердим о том, что дел невпроворот, Но мы ещё придём просить прощенья У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька… Пока об этом думать неохота, Сейчас нам не до этого пока. 3-я страница «Природа в опасности» Идёт рассказ детей об экологических проблемах жителей нашего села ( несанкционированных свалках, загрязнении воды, вырубке леса, пожарах) Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды – Всё меньше окружающей природы, Всё больше окружающей среды. Стали люди сильными, как боги И судьба Земли у них в руках, Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нет, Чёрные сотрешь ли, человек? (Роберт Рожденственский)
Шла красавица – природа По зелёному лесу, Загляделась на озера, Потеряла бусы. Соберите бусы, дети, И отгадку дайте: Как названье ягод этих? Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства: В каждой травке, в каждой ветке И микстуры и таблетки. Все целебные растения нужно знать без исключения. (Идёт презентация альбомов: «Лекарственные растения моего края») 4-ая страница «Природная аптека» Игра «Быстрей собирайте!» По полу разбросаны бусы трёх цветов: красного, чёрного, голубого. Кто из троих детей быстрее соберёт бусы. Ягоды черники, брусники, голубики дают организму витамины, а их листья применяются как слабительное. Даже ягоды такого растения как вороний глаз лечат кашель, а настойка мухомора помогает от боли в суставах.
*** О воде мы спорим много Как её для всех сберечь. И без слов всем надо помнить, Без неё и хлеб не спечь. *** Чтобы ели – не болели, Пили воду не боясь, Нужно чтоб нигде не смели Портить Землю отродясь. *** Я прекрасный видел сон Не позабудется мне он. Вот он глобус – шар земной Такой чистый и родной. *** Давайте будем беречь планету! Во всей вселенной красивей нету. Во всей вселенной совсем одна Что будет делать без нас она. *** Шар земной – наш дом родной, Но теперь от века к веку Он в опасности большой От деяний человека. *** Нам природа подарила Разум, силу и уменье. Воздадим же ей сполна, Чтоб она жива была. *** То бросаем, то уроним. На дороге, на траве. Мы все в мусоре утонем Если мусор в голове. *** По лесочку мы пойдём, Мусор вместе уберём. Пусть соловьи от зари и до зари. 5-ая страница « Экологические частушки»
Спасибо за внимание!