Автор: Суфиева Надежда Александровна Педагог 1 квалификационной категории МКДОУ 10
В ОСНОВУ МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ : Учет специфики содержания экологического воспитания, исходящий из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; Подход к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность насыщена: экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; если эта деятельность систематическая, регулярно повторяющаяся; если она планируется и организуется воспитателем; если она нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата; Одновременное решение в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании, так как они формируют экологически правильное отношение к природе, т.е. обеспечивают решение воспитательных задач в этой деятельности
МЕТОДЫ Наглядные Словесные Практические * наблюдение * рассказы воспитателя * игра и детей *рассматривание * чтение художественных * элементарные картин произведений опыты *демонстрация * беседы * моделирование моделей
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е. Тимирязев
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ наблюдение труд развитие речи изо ФЭМП чтение музыкальное физическое художественной воспитание воспитание литературы
Классификация экспериментов. Эксперименты можно классифицировать по разным принципам. По характеру объектов, используемых в эксперименте: - опыты с растениями; - опыты с животными; - опыты с объектами неживой природы; - опыты, объектом которых является человек. По месту проведения опытов: - в групповой комнате; - на участке; - в лесу, в поле и т.д. По количеству детей: - индивидуальные (1-4 ребенка); - групповые (5-10 детей); - фронтальные или коллективные (вся группа). По причине их проведения: - случайные; - запланированные; - поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру мыслительных операций: - констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); - обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) По характеру познавательной деятельности: - иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); - поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); - решение экспериментальных задач. По способу применения в аудитории: - демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами); - фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).
Этапы эксперимента. Осознание того, что хочешь узнать (проблема). Формулирование задачи исследования. Продумывание методики эксперимента Выслушивание инструкции и рекомендаций. Прогнозирование результатов. Выполнение работы. Соблюдение правил безопасности. Наблюдение результатов. Фиксирование результатов. Анализ полученных данных. Словесный отчет об увиденном. Формулирование выводов.
Соблюдение правил безопасности. 1. Нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами. 2. Работа с ядовитыми животными, растениями, грибами, жидкостями (например, уксусная кислота) проводится только в редких случаях, и эксперименты проводит сам педагог, а дети наблюдают. 3. Живой объект должен быть абсолютно здоров (справка от ветеринара), со спокойным, не агрессивным, не заторможенным, не с чрезмерно возбудимым характером. 4. Дать животному освоиться, иначе эксперимента не получится. 5. Во время эксперимента должна быть создана спокойная обстановка (не нервировать животное), если животное нервничает, эксперимент сразу же прекращается. 6. Любой эксперимент должен быть гуманным и соответствовать экологической культуре.
Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. (В.Берестов)