Цветовое и звуковое оформление пейзажей в повести А.П.Чехова «Степь» учащаяся МОУ СОШ 14 г. Александрова Холодова Елена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2.
Advertisements

Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом». Тема урока: Автор : Тарасова С. С., учитель русского языка и литературы. Дзержинск,
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
Цветопись в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Выполнил: Лузин Сергей, ученик 7 класса А Научный руководитель: Румянцева И.А.
«Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы» русский писатель, поэт, прозаик, переводчик из стародворянского рода, почётный академик.
Задачи изучения лирики Организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою Формирование умения воссоздать картины,
Весенние этюды. Этюд Музыкальный этюд – рисование образа с помощью музыкальных звуков Живописный этюд- рисование образа красками - Поэтический этюд Рисование.
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна.Большая вода» Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна.Большая вода» Учите ль МОУ «СОШ 75» Лобкова Наталия Геннадьевна.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Образ России в лирике С.Есенина Образ России в лирике С.Есенина Авторы: Шутова Дарья, Иванова Анна, ученицы 11 «Б» класса. МОУ – гимназия г.Переславля-Залесского.
Пейзаж в лирике Ф.И.Тютчева. Ф. И. Тютчев известный русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. Одной из главных.
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Презентация к уроку развития речи (сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь")
1 МОУ РСОШ 4 имени Сергея Валентиновича Пешеходько.
Аркадий Александрович Пластов ( ) Выдающийся живописец, певец русской деревни и русской природы.
Большую роль в романе Герой нашего времени играет пейзаж. В нем щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт.
Поэтический мир природы Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно. Н.Рыленков.
Аркадий Александрович Пластов ( ) выдающийся живописец, певец русской деревни и русской природы.
Авторы: Бурашникова Виктория, Гундяева Юлия, Петрова Марина, ученицы 9 класса. Руководитель: Н.Ю. Жданкина, учитель русского языка и литературы и литературы.
Транксрипт:

Цветовое и звуковое оформление пейзажей в повести А.П.Чехова «Степь» учащаяся МОУ СОШ 14 г. Александрова Холодова Елена

План 1. Введение История создания «Степи» А.П.Чехова 2. Язык повести «Степь» Изобразительно-выразительные средства языка Цвета чеховской степи Звукопись в изображении степи 3. Заключение Функция пейзажа в изображении степи

Обоснование Антон Павлович Чехов любил и глубоко чувствовал природу: и весеннее таяние снега, когда «в душу уже просится весна», и «нежное прикосновение цветка, коснувшегося щеки, как ребёнок, который хочет дать понять, что не спит», и томительную духоту знойного июльского полудня, и жалобный плач метели в зимнюю ночь, «в котором звучал не призыв на помощь, а тоска, сознание, что уже поздно». Ощущения писателя, связанные с посещением родных для него мест, поэтические воспоминания детства и юности легли в основу «Степи».

Изучение, исследование языка повести с точки зрения звукописи и цветописи легло в основу моей работы.

Цель работы Исследовать роль цветовых эпитетов, частотность повторов определённых цветов, специфику звуковых образов, роль музыкальности (песен) в создании образа степи.

Задачи Определить, какие языковые приёмы, позволяющие передать состояние и настроение степи, используются в произведении. Изучить и выявить особенности звукописи и цветописи в произведении. Обозначить роль цветовых и звуковых образов в создании поэтического настроения в повести А.П.Чехова «Степь».

Я люблю вот эту воду, деревья, небо, я чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать… А.П.Чехов

А.П. Чехов говорил, что «энергия художника должна быть обращена на две силы: ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА». +

«Необозримая степь с курганами», «синяя даль», балки, «старые друзья-коршуны», гроза в степи – всё это, по словам Чехова, также картины, которые «вовеки не забудешь».

Приближая природу к человеку, Чехов изображает её в соответствии с особенностями психики воспринимающего его героя, с его душевным состоянием. Через восприятие природы раскрывается внутренний мир героя.

Природа в повести очеловечена: у тополя «стройная фигура», птицы «плачут и жалуются на судьбу», степь сознаёт, что она одинока, лучи солнца «играют и улыбаются».

Природа у Чехова дана не как неподвижная декорация, а в динамике, игре красок; она живёт, дышит, меняется – она издаёт звуки.

Цветовые характеристики становятся главным способом обрисовки облика степной природы: «загорелые холмы; буро- зелёные; вдали лиловые», «ярко- жёлтый ковёр», «полосы пшеницы», «зелёная одежда тополя», «розовая подкладка» крыльев кузнечика…

Мир ребёнка цветист и разнообразен. Описание, взятое из I главы, включающее десять цветовых пятен, завораживает своей красотой: «За острогом промелькнули чёрные закопчённые кузницы, за ними зелёное кладбище…из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишнёвых деревьев и издали кажутся белыми вишнёвыми пятнами. Егорушка вспомнил, что когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками».

Глазами автора мы видим другую степь: «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали… Сначала далеко впереди, где небо сходится с землёю, … поползла по земле широкая ярко- жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы…».

Чехов воспроизвёл средствами языка «голос» степи. Основными средствами «звукописи» являются звукоподражательные междометия, приёмы аллитерации и ассонанса.

Средства звукописи в повести Звукоподражательные междометия Трах! тах! Тах! тах! – явственно отчеканивал гром; …а косы весело сверкают и в такт, все вместе, издают звук «вжжи, вжжи!». Аллитерация «Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку…неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять…». Ассонанс «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта…».

Пейзаж в повести Чехова «Степь» - наблюдатель и «свидетель истории» 1. Он наводит на философские размышления о вечности природы. 2. Заставляет героев и читателей задуматься над смыслом и быстротечностью человеческой жизни, над проблемами бытия. 3. Раскрывает гармонию человека с природой. 4. Пейзаж помогает раскрыть внутренний мир героя. 5. Через пейзаж выражается авторская позиция, оценка героев.

В описании пейзажа чеховской степи важную роль играют приёмы звукописи и цветописи. Благодаря им Чехов достиг в своём произведении масштабности содержания и гармоничность его воплощения.