Социальная психология Учебная презентация курса По специальности 020400 «Психология» Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Advertisements

Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Социализация личности Выполнил: Ученик 11 класса Пестриков Владислав.
Социализация личности Выполнил: Ученик 11 класса Пестриков Владислав.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
1 СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА. 2 Концепция Д.Н. Узнадзе. Установка (англ. set) – целостное динамическое состояние готовности субъекта к определенной активности,
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
1 РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ Выполнили: студенты АСК 2011 год.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и содержание План: 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Тема 2 Основные подходы к построению математических моделей систем Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» Специальность
Транксрипт:

Социальная психология Учебная презентация курса По специальности «Психология» Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра Философии и психологии Старший преподаватель Яровая Вероника Евгеньевна

Кафедра Философии и психологии Старший преподаватель Яровая Вероника Евгеньевна Тема 2. Тема 2. Понятие личности в Понятие личности в социальной психологии

Цель лекции - изучить особенности формирования личности в социуме в процессе социализации

Содержание Определение понятия личность в социальной психологии Определение понятия личность в социальной психологии Понятие индивид, личность, индивидуальность Понятие индивид, личность, индивидуальность Механизмы формирования личности – процесс социализации Механизмы формирования личности – процесс социализации Значение аттитюдов для личности Значение аттитюдов для личности Определение «Я-концепции» Определение «Я-концепции»

В данный момент не существует единого определения понятия «личность». Но многие авторы рассматривают личность как социальное явление. Определение понятия личность в социальной психологии

Следует различать понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» Индивид - характеристика человека с биологической точки зрения Индивид - характеристика человека с биологической точки зрения Личность - результат превращения из индивида в процессе социализации Личность - результат превращения из индивида в процессе социализации Индивидуальность - степень различия на индивидном, личностном и субъектном уровнях Индивидуальность - степень различия на индивидном, личностном и субъектном уровнях Понятия индивид, личность, индивидуальность

Только рожденный человек является индивидом, но не личностью и не индивидуальностью. Человек становится личностью в процессе социализации. При этом не каждый индивид становится личностью, и не каждая личность является индивидуальностью. Понятия индивид, личность, индивидуальность

Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация включает в себя усвоение культурных отношений, социальных норм, ролей, видов деятельности Социализация включает в себя усвоение культурных отношений, социальных норм, ролей, видов деятельности Механизмы формирования личности – процесс социализации

Процесс социализации понимают как процесс: инкультурации – вхождения в культуру инкультурации – вхождения в культуру интернализации – превращение внешних социальных требований в собственные нормы и ценности личности интернализации – превращение внешних социальных требований в собственные нормы и ценности личности адаптации – усвоение моделей поведения необходимых для выживания личности адаптации – усвоение моделей поведения необходимых для выживания личности воспитания – целенаправленные действия других людей для формирования личности человека воспитания – целенаправленные действия других людей для формирования личности человека Подходы к пониманию процесса социализации

Процесс социализации осуществляется институтами социализации. Институты социализации бывают: Первичными (неформальными) – процесс социализации происходит в неформальной обстановке (в семье, классе, группе сверстников и т.д.) Первичными (неформальными) – процесс социализации происходит в неформальной обстановке (в семье, классе, группе сверстников и т.д.) Вторичными (формальными) - процесс социализации происходит в специально созданных обществом формальных учреждениях (детские сады, школы, институты, армия и т.д.) Вторичными (формальными) - процесс социализации происходит в специально созданных обществом формальных учреждениях (детские сады, школы, институты, армия и т.д.) Институты социализации

Существует несколько механизмов социализации: Существует несколько механизмов социализации: 1.Традиционный – заключается в передачи знаний от родителей к детям 2.Институциональный – получение нового опыта происходит через воздействие на человека социальных вторичных институтов 3.Стилизованный – получение новых моделей поведения через влияние субкультуры 4.Рефлексивный – овладение новыми моделями социального поведения через самопознание и самовоспитание Механизмы социализации

1.Идентификация - процесс отождествления себя с другим человеком. Наиболее ярким проявления является период связанный с переживание человеком Эдипового комплекса или комплекса Электры 2.Подражание - неосознанное повторение моделей поведения другого человека 3.Научение - осознанное повторение моделей поведения другого человека 4.Внушение – принятие на веру определенных установок и моделей поведения Способы социализации

В процессе социализации формируется социальное поведение человека. Все формы социального поведения не имеют генетической основы, а приобретаются путем применения к человеку системы поощрения и наказания. Способы формирования социального поведения

Этапы социализации связаны с кризисами личности, а сама социализации проходит на протяжении всей жизни человека. Этапы социализации связаны с кризисами личности, а сама социализации проходит на протяжении всей жизни человека. Этапы социализации

Существуют разные подходы к выделению этапов социализации. В частности выделяют следующие этапы: 1.Дотрудовой, включающий в себя период детства 2.Трудовой, занимающий больщую часть жизни человека 3.Послетрудовой, начинающийся с момента выхода человека на пенсию Этапы социализации

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности Этапы социализации

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений это весь период трудовой деятельности человека. Этапы социализации

Послетрудовая стадия социализации. Увеличение продолжительности жизни с одной стороны, определенная социальная политика государств с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Этапы социализации

В процессе социализации у личности формируются социальные установки, подразумевающие латентное отношение к социальной ситуации, характеризующаяся определенной модальностью Понятие социальной установки

В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в гг. У. Томас и Ф. Знанецкий, который определяли аттитюд как состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта Понятие социальной установки

Основателем отечественной теории установки является Д. Н. Узнадзе, который характеризует установку как модификацию живого существа, соответствующую объективному ходу вещей, как особое состояние личности, модус ее в конкретных условиях. Это - личностный фактор, конкретная определенность личности в каждый данный момент Понятие социальной установки

Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Понятие социальной установки

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. История изучения аттитюдов

Аттитюд понимался всеми как: а)определенное состояние сознания и нервной системы, б)выражающее готовность к реакции, в)организованное, г)на основе предшествующего опыта, д)оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении. Подходы к пониманию аттитюдов

М. Смит выделил в структуре аттитюда 3 компонента: Когнитивный, связанный с осознанием объекта социальной установки Когнитивный, связанный с осознанием объекта социальной установки Аффективный, проявляющийся в эмоциональной оценке объекта Аффективный, проявляющийся в эмоциональной оценке объекта Поведенческий, выражающийся в последовательном поведении по отношению к объекту Поведенческий, выражающийся в последовательном поведении по отношению к объекту Структура аттитюда

Приспособительная – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые помогают достичь цели Приспособительная – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые помогают достичь цели Функция знания – аттитюд дает упрошенное указание относительно способов поведения по отношению к конкретному объекту Функция знания – аттитюд дает упрошенное указание относительно способов поведения по отношению к конкретному объекту Функция выражения – аттитюд выступает как средство освобождения от внутреннего напряжения Функция выражения – аттитюд выступает как средство освобождения от внутреннего напряжения Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Функции аттитюдов

Человек обладают сложной системой аттитюдов, которые организованны иерархически. Вершиной диспозиций установок является система ценностных ориентаций личности. Диспозиция аттитюдов

Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности - стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки они отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента. Виды аттитюдов

Стереотип это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Понятие стереотипа

Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Понятие стереотипа

Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Понятие стереотипа

Предрассудок - это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Понятие предрассудка

Нередко с когнитивным компонентом бывает связан сильный, то есть эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Понятие предрассудка

Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые, половые и национальные предрассудки.

Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Понятие предрассудка

Чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально- оценочное отношение к нему. Понятие предрассудка

Предрассудки проявляются в дискриминации – актах поведения, направленных на оскорбление и унижение объекта предрассудка. Дискриминация

Установки связанные с оценкой собственной личности объединяются в Я-концепцию – динамическую систему представлений человека о самом себе, в которую входит осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств. Понятие Я-концепции

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и одновременно подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и одновременно подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Понятие Я-концепции

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже ХIХ-ХХ веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я- концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Понятие Я-концепции

Согласно У. Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Составляющие Я -концепции по У. Джеймсу

Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Составляющие Я -концепции

1.Когнитивная составляющая выражается в способности индивида охарактеризовать себя через самоописание неповторимости сочетания собственных черт личности. 2.Оценочная составляющая проявляется в оценке отношения к самому себе(положительное или отрицательное) 3.Поведенческая составляющая выражается в конкретных актах проведения, через которые личность выражает себя Составляющие Я-концепции:

Представление о своем теле (телесное Я). Представление о своем теле (телесное Я). Язык как развивающаяся способность выражать ел о вам и и формировать представления о себе и других людях. Язык как развивающаяся способность выражать ел о вам и и формировать представления о себе и других людях. Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе. Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе. Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчинаженщина). Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчинаженщина). Практика воспитания детей в семье. Практика воспитания детей в семье. Источники формирования Я - концепции

Значимость этих источников, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека Источники формирования Я - концепции

С момента своего зарождения, Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах: С момента своего зарождения, Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах: 1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. 1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. 3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Функционально-ролевые аспекты Я-концепции

Вопросы для самопроверки 1.Определите понятия индивид, личность, индивидуальность. 2.Перечислите основные подходы к пониманию понятия социализации. 3.Какие институты социализации формируют личность? 4.В чем заключаются сходство и различия между стереотипами и предрассудками? 5.Дайте ваше понимание Я-концепции личности.

Литература 1.Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс Майерс Д. Социальная психология. - М., Платонов Ю.П. Социальная психология поведения - СПб.: Изд-во «Речь», Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.