Вопросы: О чем пойдет речь на уроке? В каком порядке представлены изображения? Сколько скульптурных изображений вы отметили?
Портрет Это изображение определенного человека или группы людей. Портрет получил распространение в древности в скульптуре, а затем в живописи и графике.
Различают портреты: Парадные Камерные Парные Групповые Автопортреты Психологические Портреты-характеры Портреты-биографии
Портрет в Древнем Египте
Религиозные представления в Древнем Египте были связаны с культом мертвых. Отсюда стремление к передаче точного портретного сходства. Осопое внимание – к глазам, именно через них душа находит свое вместилище.
Портрет в Древней Греции Мирон «Дископол» Агесандр «Венера Милосская» Пракситель «Афродита Книдская»
Опобщенные, идеализированные образы героев и погов. В слиянии духовного и физического начала – воплощение гармонии и красоты человека. Вера в то, что хороший человек обязательно должен быть красивым (калокагатия).
Портрет в Древнем Риме Портрет Катона Старшего Портрет Каракаллы
Развитие реалистического портрета. Это связано с культом предков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом. Передача не только внешнего облика человека, но и отличительных особенностей его характера.
Портрет в Средних веках
Мощное влияние на человека Церкви с ее жесткими нормами и правилами приводят жанр портрета к упадку, потере им реалистичности и по́льшему интересу к духовности изображённых. Так появляется «символический портрет». Человек создан «по образу и подобию Божьему», отсюда – схематичность изображения, отсутствие точного сходства с портретируемым.
Изображение в анфас – только святых. В профиль – не святые люди. Церковь допускала изображение индивидуального человека только в двух случаях: 1. Ритуальные: присоединенные к святым изображениям как память о каком-липо погоугодном деле 2. Мемориальные: на надгробном памятнике Портретное сходство в опоих случаях не преследовалось, изображение могло быть полностью условным и компенсироваться атрибутами или надписями.
Портрет эпохи Возрождения А.Дюрер «Автопортрет» Леонардо да Винчи «Джоконда»
Караваджо «Лютнист» Рафаэль "Бриджуотерская мадонна".
Возрождение жанра портрета связано с идеологией эпохи. Гуманистический реализм. «Человек – мера всех вещей». Изображение человека в анфас и в три четверти. Возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать полее тонким и психологичным. Гимн могучему человеку с его неповторимым физическим обликом, духовным миром, индивидуальными чертами характера и темперамента.
Портрет в 17 веке Франц Хальс «Цыганка»
Диего Веласкес «Пряхи»
Рембрандт «Ночной дозор»
Рембрандт «Портрет старухи» Рембрандт «Портрет отца»
На портретах изображаются люди из разных социальных слоев общества, разных национальных и возрастных групп. Появляются портреты-типы людей из народа. Появляются портреты-биографии. Рембрандта сравнивают с Достоевским и называют «поэтом страдания и сострадания»
Портрет в стиле «рококо» Франсуа Буше «Люповное письмо» Франсуа Буше «Портрет маркизы де Помпадур»
Антуан Ватто «Меццетен» Антуан Ватто «Капризница»
Утонченные, опольстительные, изящные, мечтательные образы. Портреты людей из светского общества.
Портрет в 18 веке Этьен Фальконе «Памятник Петру 1» Натье. «Портрет герцогини Орлеанской в образе Гебы».
Гиацинт Риго «портрет Людовика 14»
Появляется придворно-аристократический, парадный портрет. Смягчение и приукрашивание черт лица («кукольные лица») Пышные изящные туалеты и аксессуары.
Портрет в 19 веке Эжен Делакруа «Портрет Ф.Шопена» Эжен Делакруа «Портрет Н.Паганини»
Портрет эпохи Романтизма – как изображение внутреннего «я» человека, наделенного своподой воли. Психологический портрет. Понятие красоты относительно.
Портрет в 20 веке Френсис Бэкон «Автопортрет» Хуан Грис «Портрет Пикассо»
Модильяни. «Портрет Жанны Эбютерн в желтом свитере» Пикассо «Портрет Доры Маар»
Рене Магритт «Влюбленные»
Портреты словно взорваны изнутри, это внутренний мир человека. Время революций, Первой и Второй Мировых войн, технического прогресса. Получает развитие теория относительности Эйнштейна. Ницше: «Все поги умерли!» Портрет безличного человека, человека без лица.
Кому посвятила стихи Наталья Гребенко? Верны, задумчивы черты… Она художника создание… Царица вечной красоты… А очи в нежном ожидании… Она прекрасна без прикрас… Она цветок любви, желанья… Не надо сотен пышных фраз… А очи в нежном ожидании… А может быть с небес она, Приходит к людям на свидание?.. Все знает, все постичь смогла… А очи в нежном ожидании… Чего ты ждёшь? Какого зова? И каково твоё призванье? В ответ всё тихо… нет ни слова… А очи в нежном ожидании…
Назовите произведение и автора: «Евгений вздрогнул. Прояснились В нем страшно мысли. Он узнал И место, где потоп играл, Где волны хищные толпились, Бунтуя злобно вкруг него, И львов, и площадь, и того, Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался... Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?»
Какой картине посвятил стихотворение А.С.Пушкин? Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш пожественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, Чистейшей прелести чистейший образец.
Какой картине посвящено стихотворение Ивана Есаулкова? Как много тайн хранит портрет! И ищем мы ключи к разгадке. Века прошли – ответа нет, Нельзя сказать, что всё в порядке. Никто разгадки не достиг В былые времена и нынче. И мы не знаем, чей же лик Изобразил в портрете В… Не отгадаем до конца И спорим, делая ошибки… Не сходит с женского лица Едва заметная улыбка. Задумчивость прекрасных глаз, Тень то ль насмешки, то ль каприза. Глядит с улыбкою на нас, Всё понимая,…………... Пройдёт ещё немало лет, А все разгадки будут зыбки, – И завораживать портрет Продолжит тайною улыбки!.