ПРЕЗЕНТАЦИЯ Образы мира и человека в античности
ОБРАЗ МИРА определенная реакция человека на окружающий мир результат соприкосновения человека с миром ответ на возникающие при этом процессы
Формирование образа мира под влиянием деятельности человека под влиянием природной среды формируется тип под влиянием природной среды формируется тип деятельности деятельности создаются определенные психологические установки создаются определенные психологические установки формируются нормы поведения формируются нормы поведения формируются идеология и мораль складывается формируются идеология и мораль складывается устойчивая культурная традиция устойчивая культурная традиция культурная традиция влияет на дальнейшее развитие культуры культурная традиция влияет на дальнейшее развитие культуры
Античная культура = продукт ГРЕКО- ВОСТОЧНОГО синтеза ТАК КАК : район формирования основ античной куль- район формирования основ античной куль- туры : эгейский мир и малоазийская Греция туры : эгейский мир и малоазийская Греция важнейшие культурные деятели переняли мно- важнейшие культурные деятели переняли мно- гие восточные традиции гие восточные традиции
господство природно- усложненная социаль- образовался ПОЛИС родового механизма ная структура В основе: гражданская неразделенность мира четкая иерархичность община зависимость человека от природных ритмов государство- равноправие община свободных граждан Специфика античной культуры ИндивидуализацияЦивилизация Общинно-родовые структуры
Полисная община экономическая свобода относительная индивидуальность экономическая независимость политическое равноправие менее выражена иерархия существует относительное равноправие свободных граждан общность интересов большинства Восприятие мира как КОСМОСА
Черты античного космоса уникальность гармоничность упорядоченность основа «красота» + «благо» античная культура = эстетика
НИЧЕГО НИЧЕГО НИЧЕГО НИЧЕГО КОСМОС Сторона мира : - вещественная - чувственно-материальная - осязаемая - слышимая - зримая - обоняемая
Восприятие греческого космоса 1. Вечный и неизменный абсолют выше космоса НИКОГО и НИЧЕГО нет существование космоса не зависит ни от каких сил 2. Единое целое 3. Большое и совершенное тело То есть: космос – телесный живой организм
Основные принципы построения и функционирования космоса 1. Мировая Душа принципы, определяющие жизнь и движение космоса источник жизни и движения 2. Мировой Ум организующее, упорядочивающее начало живого космического тела принцип гармоничной структурной организации
Платоновский космос 1. Служит наглядным воплощением представлений об упорядоченности и гармоничности космоса упорядоченности и гармоничности космоса 2. Предстает перед зрителями во всей своей живой структурности структурности Космос Платона звучит как гармония сфер это определено музыкальным соотношением их объемов и различных частей
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА телесно-душевная абстракция часть космоса
Современная Античная Современная Античная демократия демократия демократия демократия права отдельной личности права отдельной личности отходят на второй план отходят на второй план античная демократия античная демократия = неличностная демократия неличностная демократия Защита интересов отдельной личности (индивидуума) Защита интересов целого (полиса)
Неличностная демократия НЕ ПРЕОБЛАДАЕТ в античном мире + демократия НЕ БЫЛА античным идеалом Полисы – недемократичны аристократические олигархические военные структуры играли огромную роль НО
АРИСТОТЕЛЬ «Человек для полиса, а не полис – для человека»
Смешанная форма государственного устройства = античный идеал + + демократияаристократизмединоначалие
Личностное чувство в античности ОГРАНИЧЕНО неличностный характер античной эпохи Одной из форм проявления этого в античной культуре является ТЕАТР
Античный театр Основная роль: хор ведение действия высший судья ведение действия высший судья Основа театра: музыка Человек (актер) остается на заднем плане
Облик актера имперсонален 1. Во время представления актер надевает маску 2. Фоном служат постоянные декорации ВЫВОД. Театр отображает господство в античности ТЕЛЕСНОГО (абстрактного человеческого начала), т.е. ВНЕШНЮЮ СТОРОНУ человека ВЫВОД. Театр отображает господство в античности ТЕЛЕСНОГО (абстрактного человеческого начала), т.е. ВНЕШНЮЮ СТОРОНУ человека
ИТАК, В классическом античном сознании господствует такая модель мира, как космос.