«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Advertisements

Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Это написание, которое не устанавливается на слух.
Использование эффективных методов и приёмов, способствующих развитию орфографической зоркости учащихся со сложной структурой дефекта.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!».
Развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Тема: «Развитие орфографической зоркости в начальных классах» Учитель начальных классов Чаганской СОШ Урашева Г.Р.
Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками Недосекова И.М.
Развитие орфографической зоркости учащихся в началиной школе на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма. Учитель.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Тема: Роль самоконтроля в процессе овладения грамотным письмом. Выполнила: Бобкова О.А.
МОУ СОШ 25 Гулькевичского района Краснодарского края.
Использование опорных схем в системе упражнений на уроках русского языка по формированию орфографической грамотности Русакова Валентина Александровна,
п предупредить – это не значит подсказать написание этого слова; Предупреждение – это способ развития орфографической зоркости. \ \ Т. РАМЗАЕВА.\
Автор: Меденцева Л.Е. МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района.
Никитина Наталья Борисовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицея 15 г.Ставрополя.
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Учитель начальных классов Андреева.
МОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа» Тегульдетский район Образовательный проект «Орфография на пять» Малёнкина Лариса Владимировна Малёнкина.
Правильно чтобы писать, учиться надобно мыслить. Гораций Правописание безударных гласных в корне слова Основополагающий вопрос: как проверить написание.
Транксрипт:

«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.

Актуальность Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей грамотному письму, сталкиваются с проблемой формирования орфографической зоркости, то есть умения видеть орфограмму в слове. Эту проблему можно решить, используя определенные упражнения.

Цель: Повышение уровня грамотности учащихся путем использования фонематического подхода.

Задачи: Способствовать осмыслению всех орфографических правил как единой системы, на которой базируется вся орфография. Формировать умение обнаруживать орфограммы. Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания при написании орфограмм. Повышать интерес учащихся к учебному материалу.

Орфография – правописание, общепринятые правила письма. ( Малый толковый словарь русского языка. Под редакцией В.В.Лопатина, - М., 1990 ) Орфографическая зоркость – умение обнаруживать орфограммы. ( Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков, - М., 1987 )

Особенности фонематического подхода Переход от звучания слова к его буквенной форме. Необходимость знания правила. Постановка и решение орфографической задачи.

Алгоритм решения орфографических задач Увидеть орфограмму в слове. Определить вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится; вспомнить правило. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решения задачи. Решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму. Написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Объяснительное письмо Цель: развитие слухового восприятия, умения применять правило. Алгоритм проведения: 1. Познакомить учащихся с орфографическим правилом. 2. Устно объяснить орфограмму. 3. Записать в тетрадь. 4. Проверить написанное.

Объяснительное письмо Алгоритм разбора: 1. При наличии в слове безударного гласного выяснить, в какой части слова этот безударный гласный имеется. 2. Если безударный гласный находится в корне, задуматься над тем, какой это гласный – чередующийся, проверяемый или непроверяемый. 3. Если безударный гласный чередующийся, обратить внимание на то, какой гласный чередуется и в каком корне он находится.

Зрительный диктант и письмо по памяти Цель: Активизировать мышление, тренировать внимание; Способствовать осознанному запоминанию правильного написания слов. Алгоритм проведения: 1.Дать установку на запоминание. 2.Прочитать слово или предложение. 3.Закрыть глаза и представить написанное зрительно. 4.Записать слово или предложение по памяти. 5.Проверить.

Списывание текста без пропуска букв Цель: запечатлеть зрительно правильно написанное слово. Комментированное письмо с указанием орфограмм Цель: повышать уровень самоконтроля при объяснении правописания. Письмо с проговариванием Цель: предупреждать ошибки при написании слов.

Взаимодиктант (метод М.Г.Булановской) Цель: формировать умение находить орфографические ошибки самостоятельно и с опорой на правильный текст. Алгоритм проведения: 1. Взаимодиктант по карточке-опоре (работа в парах). 2. Обмен тетрадями и взаимопроверка без карточки- опоры (зеленой пастой). 3. Взаимопроверка с использованием карточки-опоры (красной пастой). 4. Совместное обсуждение допущенных ошибок.

Какографические упражнения (метод В.А.Сухомлинского) Цель: тренировать учащихся в нахождении орфографических ошибок в тексте Алгоритм проведения: 1. Текст с орфографическими ошибками записан на доске. 2. Учащиеся под руководством учителя находят, комментируют и исправляют допущенные ошибки. 3. Исправленный текст учащиеся записывают в тетради.

Работа над ошибками Цель: формировать умение находить орфографические ошибки и исправлять их. Алгоритм проведения: 1.При проверке ошибки не исправляются, а делается пометка на полях. 2.Работа возвращается ученику без оценки. 3.Ученик находит ошибку, письменно объясняет написание орфограммы. 4.Повторная проверка и выставление отметки.

Использование сигнальных карточек Составление орфографических диктовок Цель: тренировать учащихся в самостоятельном решении орфографических задач. Цель: способствовать запоминанию правила, повышать интерес учащихся к выполнению домашнего задания.

Работа с перфокартой Цель: тренировать учащихся в самостоятельном решении орфографических задач. Алгоритм проведения: 1. Учитель диктует слова на изученное правило. 2. Учащиеся самостоятельно находят орфограмму, определяют написание и ставят точку в том отверстии перфокарты, которое соответствует правильному написанию. 3. Точки соединяются линией. 4. На доске с помощью учащихся составляется правильная диаграмма. 5. Учащиеся проводят самоконтроль или взаимоконтроль работ.

Работа с перфокартой А О касание + прикасаться + коснуться + прикосновение + касается + коснется + коснулись + касательная +

Работа с иллюстрациями «Зарисовки» на разные темы Цель: способствовать развитию мышления, повышению активности учащихся на уроке. Цель: формировать умение находить орфограммы в правильном тексте.

«Секрет письма зеленой пастой» Цель: способствовать обострению орфографической зоркости. Дневник грамотности Цель: повышение уровня самоконтроля учащихся.

Результаты работы Повысился уровень грамотности детей. Добилась более осознанного применения детьми орфографических правил на практике. Активизировалась познавательная деятельность учащихся на уроках.

Из 12 человек: «2» - 2; «3» - 2; «4» - 5; «5» - 3. % качества составил - 61,5 % успеваемости составил - 81,6 Из 12 человек: «2» - 1; «3» - 2; «4» - 4; «5» - 5. % качества составил - 75 % успеваемости составил - 91,7

Данная система способствует: формированию орфографической зоркости; осмысленному восприятию орфографических правил; снижению количества орфографических ошибок; развитию познавательного интереса учащихся.