«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
Актуальность Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей грамотному письму, сталкиваются с проблемой формирования орфографической зоркости, то есть умения видеть орфограмму в слове. Эту проблему можно решить, используя определенные упражнения.
Цель: Повышение уровня грамотности учащихся путем использования фонематического подхода.
Задачи: Способствовать осмыслению всех орфографических правил как единой системы, на которой базируется вся орфография. Формировать умение обнаруживать орфограммы. Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания при написании орфограмм. Повышать интерес учащихся к учебному материалу.
Орфография – правописание, общепринятые правила письма. ( Малый толковый словарь русского языка. Под редакцией В.В.Лопатина, - М., 1990 ) Орфографическая зоркость – умение обнаруживать орфограммы. ( Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков, - М., 1987 )
Особенности фонематического подхода Переход от звучания слова к его буквенной форме. Необходимость знания правила. Постановка и решение орфографической задачи.
Алгоритм решения орфографических задач Увидеть орфограмму в слове. Определить вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится; вспомнить правило. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решения задачи. Решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму. Написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Объяснительное письмо Цель: развитие слухового восприятия, умения применять правило. Алгоритм проведения: 1. Познакомить учащихся с орфографическим правилом. 2. Устно объяснить орфограмму. 3. Записать в тетрадь. 4. Проверить написанное.
Объяснительное письмо Алгоритм разбора: 1. При наличии в слове безударного гласного выяснить, в какой части слова этот безударный гласный имеется. 2. Если безударный гласный находится в корне, задуматься над тем, какой это гласный – чередующийся, проверяемый или непроверяемый. 3. Если безударный гласный чередующийся, обратить внимание на то, какой гласный чередуется и в каком корне он находится.
Зрительный диктант и письмо по памяти Цель: Активизировать мышление, тренировать внимание; Способствовать осознанному запоминанию правильного написания слов. Алгоритм проведения: 1.Дать установку на запоминание. 2.Прочитать слово или предложение. 3.Закрыть глаза и представить написанное зрительно. 4.Записать слово или предложение по памяти. 5.Проверить.
Списывание текста без пропуска букв Цель: запечатлеть зрительно правильно написанное слово. Комментированное письмо с указанием орфограмм Цель: повышать уровень самоконтроля при объяснении правописания. Письмо с проговариванием Цель: предупреждать ошибки при написании слов.
Взаимодиктант (метод М.Г.Булановской) Цель: формировать умение находить орфографические ошибки самостоятельно и с опорой на правильный текст. Алгоритм проведения: 1. Взаимодиктант по карточке-опоре (работа в парах). 2. Обмен тетрадями и взаимопроверка без карточки- опоры (зеленой пастой). 3. Взаимопроверка с использованием карточки-опоры (красной пастой). 4. Совместное обсуждение допущенных ошибок.
Какографические упражнения (метод В.А.Сухомлинского) Цель: тренировать учащихся в нахождении орфографических ошибок в тексте Алгоритм проведения: 1. Текст с орфографическими ошибками записан на доске. 2. Учащиеся под руководством учителя находят, комментируют и исправляют допущенные ошибки. 3. Исправленный текст учащиеся записывают в тетради.
Работа над ошибками Цель: формировать умение находить орфографические ошибки и исправлять их. Алгоритм проведения: 1.При проверке ошибки не исправляются, а делается пометка на полях. 2.Работа возвращается ученику без оценки. 3.Ученик находит ошибку, письменно объясняет написание орфограммы. 4.Повторная проверка и выставление отметки.
Использование сигнальных карточек Составление орфографических диктовок Цель: тренировать учащихся в самостоятельном решении орфографических задач. Цель: способствовать запоминанию правила, повышать интерес учащихся к выполнению домашнего задания.
Работа с перфокартой Цель: тренировать учащихся в самостоятельном решении орфографических задач. Алгоритм проведения: 1. Учитель диктует слова на изученное правило. 2. Учащиеся самостоятельно находят орфограмму, определяют написание и ставят точку в том отверстии перфокарты, которое соответствует правильному написанию. 3. Точки соединяются линией. 4. На доске с помощью учащихся составляется правильная диаграмма. 5. Учащиеся проводят самоконтроль или взаимоконтроль работ.
Работа с перфокартой А О касание + прикасаться + коснуться + прикосновение + касается + коснется + коснулись + касательная +
Работа с иллюстрациями «Зарисовки» на разные темы Цель: способствовать развитию мышления, повышению активности учащихся на уроке. Цель: формировать умение находить орфограммы в правильном тексте.
«Секрет письма зеленой пастой» Цель: способствовать обострению орфографической зоркости. Дневник грамотности Цель: повышение уровня самоконтроля учащихся.
Результаты работы Повысился уровень грамотности детей. Добилась более осознанного применения детьми орфографических правил на практике. Активизировалась познавательная деятельность учащихся на уроках.
Из 12 человек: «2» - 2; «3» - 2; «4» - 5; «5» - 3. % качества составил - 61,5 % успеваемости составил - 81,6 Из 12 человек: «2» - 1; «3» - 2; «4» - 4; «5» - 5. % качества составил - 75 % успеваемости составил - 91,7
Данная система способствует: формированию орфографической зоркости; осмысленному восприятию орфографических правил; снижению количества орфографических ошибок; развитию познавательного интереса учащихся.