Тренинговая программа « Счастливое детство » для родителей дошкольников. Из опыта работы педагога-психолога РЦ «ОПТИМИСТ»: Булатецкой Елены Николаевны Из опыта работы педагога-психолога РЦ «ОПТИМИСТ»: Булатецкой Елены Николаевны.
Цель программы: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи программы: Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка. Улучшить рефлексию взаимоотношений родителя с ребенком. Сформировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребенка. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком. Обучить родителя играм, упражнениям развивающим познавательную и эмоциональную сферы. Активизировать коммуникацию в семье.
Методы и формы работы, эффективные как для взрослого, так и для ребенка:
Метод игрового моделирования родительского поведения: Побуждает родителей к поиску более подходящего способа поведения. Упражняет в логичности и доказательности рассуждений. Развивает чувство такта. Способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.
Метод телесно- ориентированной терапии. Он способствует осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
Метод продуктивной деятельности. (рисование, аппликация, лепка) Методы игровой терапии. (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, игровые задания). Методы визуализации для взрослых. Ведение дневников родителями.
Основные правила организации и проведения тренинговых занятий. Формирование группы происходит на добровольной основе. Во время занятий участники тренинга находятся в кругу на стульчиках или на полу, или за круглым столом. Количественный состав группы 4-8 пар. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. Время занятий минут.
Круг это: Возможность открытого общения. Создает ощущение целостности, завершенности. Придает гармонию отношениям. Облегчает понимание и взаимодействие.
Правила поведения для совместных занятий с детьми. Исключена всякая критика личности и деятельности детей. Принимается и выслушивается все, что они говорят. Минимизировано количество ограничений и запретов для детей, кроме обязательных: не бить, не ломать, не ругаться. Взрослый должен избегать прямого контроля и дидактизма. Демонстрируется положительное отношение ко всем участником тренинга.
Общая структура тренингового занятия. Приветствие – служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы. Разминка – снимает эмоциональную напряженность, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть – решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс упражнений и приемов, продуктивная деятельность. Рефлексия занятий – группа делиться своими эмоциями и впечатлениями друг с другом (как себя чувствуют «здесь и сейчас»). Прощание – необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия.
Учебно-тематический план тренинговых занятий. Номер и тема занятийУчастники занятий Кол-во занятий Время провед. 1.ЗнакомствоРодители1Сентябрь 2. Мой дом – моя крепостьРодители1Октябрь 3. Я – сообщениеРодители1Октябрь 4. Чем мы так похожи?Родители и дети1Ноябрь 5. Воспитание чувствРодители1Декабрь 6. Мир детский и мир взрослыйРодители1Декабрь 7. Сладкая проблемаРодители и дети1Январь 8,9. Активное слушаниеРодители2Февраль 10,11. Играем и развиваемсяРодители и дети2Март 12,13. Поощрения и наказанияРодители2Апрель 14,15. Настроение и здоровьеРодители и дети2Май