Объявление нескольких переменных
Задание 1 Модифицировать программу «Приветствие», чтобы у пользователя запрашивались фамилия, имя и отчество, а затем на экран выводилась фраза «Здравствуйте, Имя Отчество Фамилия!»
Способы объявления двух и более переменных: var N : string; S : string; F : string; var N, S, F : string;
Модифицированная программа: var N, S, F : string; begin Writeln(Фамилия?); Readln(S); Writeln(Имя?); Readln(N); Writeln(Отчество?); Readln(F); Writeln(Здравствуйте,, N,, F,, S,!); Writeln(Нажми Enter); Readln end.
Сцепление строк
Конкатенация Позволяет объединять в одну строку две и более строк. Знак операции: + Пример: Writeln(N+ + F+ + S+, до свидания!); Добавьте эту строку в программу «Приветствие».
Оператор присваивания
Операция присваивания Позволяет задать значение переменной без операции ввода. Знак операции присваивания: := Синтаксис операции присваивания: переменная := выражение В качестве выражения может выступать: другая переменная, константа, выражение.
Примеры операции присваивания: Верные: A:=B; B:=A; C:=Name; D:=A+B; R:=R+R F:=F+A; Неверные: Name:=C; A+B:=D;
Хранение значения переменной При выполнении операции присваивания в область памяти, отведенной под значение переменной, записывается ее новое значение. Старое значение при этом удаляется.
Задание 2 Чему будут равны переменные s и t после выполнения следующих операций? S:=name; T:=имя; S:=s+t; S:=!+s; T:=s+ – +t;
Задание 3 Добавьте в программу «Приветствие» описание еще одной строковой переменной, значением которой должна стать фраза: «Очень рад с Вами познакомиться, Имя Отчество!» Выведите эту фразу на экран между приветствием и прощанием.
var N, S, F, D : string; begin Writeln(Фамилия?); Readln(S); Writeln(Имя?); Readln(N); Writeln(Отчество?); Readln(F); Writeln(Здравствуйте,, N,, F,, S,!); D:=Очень рад с Вами познакомиться, +N+ +F+!; Writeln(d); Writeln(N+ + F+ + S+, до свидания!); Writeln(Нажми Enter); Readln end.
Что напечатает данная программа? var S : string; begin Writeln(S); S:= Спартак; Writeln(S); S:= S + – чемпион!; Writeln(S); Writeln(Нажми Enter); Readln end.
Инициализация переменных При старте программы содержимое всех её переменных не определено. Вероятней всего там остались следы от деятельности предыдущих программ, – так называемый «мусор». Нельзя печатать такие переменные или извлекать из них данные – иногда это может вызвать даже аварию программы. Прежде чем использовать значение переменной, его нужно задать - инициализировать переменную. Это можно сделать двумя способами: ввести данные процедурой Readln, заполнить оператором присваивания.
Итоги В одном операторе можно объявить несколько переменных одного типа. Конкатенация – это объединение нескольких строк в одну. Операция присваивания «:=» помещает в переменную данные, представленные константой, переменной, или их комбинацией – выражением. Для инициализации переменной необходимо ввести в неё данные процедурой Readln, либо заполнить оператором присваивания. Обращение к не инициализированным переменным бессмысленно и нередко вызывает крушение программы.
Задание 4 Переменной А присвоили значение «Маша», переменной В – «Даша». Как поменять местами значения этих переменных (т.е. переменная А должна иметь значение «Даша», а переменная В – «Маша»)?