Развитие информационных технологий на геолого-географическом факультете РГУ. С.В. Левченко, Ю.В. Агарков Геолого-географический факультет РГУ
С чего начинали §До введения новых образовательных стандартов, вступивших в силу в 2000 году, для студентов геологических специальностей предусматривался лишь небольшой курс информатики, не дававший специальных навыков использования ПК. §В 1991 году на кафедре минералогии и петрографии, в рамках подготовки дипломных проектов, студенты начинают использовать современные компьютеры и специализированное программное обеспечение.
§Основные направления: построение карт фактического материала, построение изолиний мощностей для различных стратиграфических интервалов, трехмерные модели рельефа, электронные базы данных. §Предпринимались первые попытки связать растровую карту с атрибутивной базой данных (некоторое подобие современных ГИС).
Фрагмент растровой карты
Форма отчета
§Министерство природных ресурсов России высоко оценило студенческие работы и выделило геолого- географическому факультету 486 компьютер, который и в настоящее время находится в строю. §После приобретения кафедрой минералогии и петрографии в 1997 году собственного парка компьютерной техники появилась возможность введения для студентов специализации Литолоия двух спецкурсов: Математические методы в литологии и Геоинформационные системы.
Математические методы в литологии: Целью данного курса являлось закрепление основных навыков, полученных студентами при изучении Информатики и познакомить с программами, пригодными для решения конкретных геологических задач. В следствие отсутствия специализированного программного обеспечения, приходилось ориентироваться на наиболее распространенные офисные и графические программы. При проведении занятий делался акцент на значительную роль графики при интерпретации геологических данных.
Геоинформационные системы: §При изучении данного предмета студенты создавали собственную ГИС. Данный класс программ, к этому моменту, уже достаточно широко использовались в различных геологических и экологических организациях.
Пример геологической карты созданной студентами на занятиях по ГИС
§После вступления в силу в 2000 году новых образовательных стандартов предмет ГИС становится обязательным для всех геологических, географических и геоэкологических специальностей. §При составлении рабочих планов преследовалась цель непрерывности и углубленности образования в области информационных технологий. §Поэтому, несмотря на увеличение объема обязательных компьютерных предметов, было принято решение сохранить все ранее введенные спецкурсы.
§По требованиям Министерства Природных Ресурсов все геологические отчеты должны предоставляться в виде ГИС, или ГИС должна обязательно присутствовать в виде составляющей части. §На 3 курсе на занятиях по ГИС (федеральный компонент) студенты учатся создавать цифровую, топологически корректную, модель карты, разрабатывать структуру атрибутивной базы данных и связывать её с объектами на карте, создавать формы запросов к ГИС и формы отчетов.
§На четвертом курсе (занятия по спецкурсам), на основе материалов собранных во время летней производственной практики, студенты самостоятельно создают ГИС по полному циклу - от бумажной основы до ГИС конечного пользователя.
Фрагмент карты золоторудного месторождения (Магаданская область)
Фрагмент карты и атрибутивной базы данных
Фрагмент карты и отчетной формы
Разработка учебных программ и курсов §Справочник-определитель минералов по курсуОбщая геология - готовность 100% §Грязевые вулканы Тамани - готовность 90% §База данных по радиоляриям - готовность 100% §Микроструктуры кремнистых пород - готовность 10% §Электронный курс палеонтологии. Практическая часть готовность - 20% §Электронный атлас Ростовской области - готовность 50%
§Авторы выражают благодарность всем присутствующим за внимание и организаторам за предоставленную возможность выступить