Целью нашего проекта было узнать путь становления женщины как бухгалтера в императорской России. Для реализации этой цели нами решены следующие задачи : Узнать, какие реформы произошли в женском образовании в императорской России и с чьей помощью ; Какие колледжи, институты, учебные заведения были построены ; Когда произошла эмансипация женщины и что она за собой повлекла ; На примере Марии Федоровой узнать как вели домашнюю бухгалтерию в императорской России.
При Петре I девочки и мальчики учились грамоте у « мастеров » и « мастериц », а высшее, по тому времени, образование, особенно со второй половины XIV в., сосредоточивалось в монастырях. Женщины же из богатых семей занимались чтением в теремах.
При Елизавете в 1754 было открыто несколько школ для повитух, учреждений, дававших дамам специальное образование. При ней же начали появляться частные пансионы ( сначала - совместные для девочек и мальчиков, потом - только женские ), владельцами которых обычно были французы или француженки.
Точкой отчёта женского образования в нашей стране считается открытие 5 мая 1764 года « Императорского воспитательного общества благородных девиц » ( позднее получившее название Смольный институт благородных девиц ). Институт основан по инициативе И. И. Бецкого. И. И. Бецкой
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста.
Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы немного соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей.
Учебный курс включал в себя первоначально : русский язык, Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы.
Стоит лишь вспомнить российскую императрицу – Марию Федоровну Романову. Датская принцесса Мария - София - Фредерик - Дагмар родилась в Копенгагене в 1847 году и стала супругой российского государя Александра Александровича Романова.
Женский характер, помимо отношений в семье, традиционного домашнего образования ( только единицы попадали в Смольный институт ) формировался за счет романтической литературы. Можно сказать, что светскую женщину пушкинской поры создали книги.
Они старались одеваться небрежно, коротко стриглись, носили синие очки, красную рубашку – « гарибальдийку », курили, старались добиться во всем равенства с мужчинами
Одни из первых вольнослушательниц медицинского университета
До революции 1917 г. не было, кроме курсов, специального бухгалтерского образования. В годы Советской власти бухгалтерской профессии стали обучать в средних и высших специальных учебных заведениях. Бухгалтер стал полноправным членом многочисленного отряда советской трудовой интеллигенции.
Если еще в 30- е годы бухгалтерская профессия была преимущественно мужской ( даже кассиры были мужчины ) и немногочисленные женщины занимали должности рядовых бухгалтеров или счетоводов, то во время войны и после нее женщины освоили счетное дело и стали работать и старшими, и главными бухгалтерами.