Метапредметные умения в проектной деятельности Михайлова Е. Н.
Он взрослых изводил вопросом « почему ?». Его прозвали « маленький философ ». Но только вырос он, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов « почему ?». С. Я. Маршак
Требования ФГОС к результатам образования Метапредметные Личностные Предметные
Причины эффективность проектной деятельности Работа ученика мотивирована на 100%, Проектная работа выполняется в удобное для ребенка время Взрослые воспринимаются учеником в качестве единомышленников. Применяются разнообразные источники информации, способы ее обработки. Позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка Ученику предоставляется возможность оценить свою работу, сравнить с другими, перенять опыт. Расширяется круг интересов и общения ученика. Идет всестороннее, интегрированное с другими учебными предметами и с самой жизнью обучение. Работа над проектом дает возможность ученику найти себя в конкретной жизненной ситуации.
Формируемые метаумения : Теоретическое мышление Навыки переработки информации Критическое мышление Творческое мышление Регулятивные умения ( планирование, определение целей, формулирование гипотез и т. д.)
Преимущества проектной деятельности : Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ - компетенции.
Критерии оценки проектной работы : Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем ; Сформированность предметных знаний и способов действий ; Сформированность регулятивных действий ; Сформированность коммуникативных действий.
Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности БазовыйПовышенный Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения ; Продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии ; Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст / сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано.
Продукт проектной деятельности Письменная работа Художественная творческая работа Материальный объект, макет Исследовательский проект