11 класс (базовый уровень) Экономика и экономическая наука. Урок учителя истории и обществознания МОУ СОШ 78 Г. Краснодара Недельской Олеси Сергеевны
Определение «экономика» 1. Экономика – хозяйство страны. 2. Экономика – сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. 3. Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Главная задача экономики – выбор наиболее эффективного способа применения факторов производства для разрешения объективного противоречия между безграничностью потребностей и нехваткой ресурсов для их удовлетворения. 3 основных вопроса экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?
Типы экономических систем: 1. традиционная экономика, в которой все определяется обычаями; 2. командная экономика, в которой экономические решения принимаются государственными органами; 3. рыночная экономика, в которой производители и потребители действуют самостоятельно; 4. смешанная экономика, объединяющую самостоятельность покупателей и продавцов с регулирующим воздействием государства.
Уровни экономики УровеньЧем занимаетсяПредмет изучения Микроэкономикаисследует экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику взаимодействие потребителей и производителей, предпринимателей и наемных работников, функционирование отдельных рынков и отраслей. Макроэкономикаохватывает народное хозяйство в целом проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики Мировая экономика изучает законы развития мирового хозяйства. международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, международные валютные отношения и др.
Экономическая деятельность – многообразные виды хозяйственной деятельности людей, направленные на удовлетворение их потребностей и обеспечение материальных условий для жизни. Цель экономической деятельности – преобразование объектов природы (ресурсов) в предметы потребления. РесурсыПроизводствоРаспределениеПотребление
Задание 1. Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие». Ресурсы, производство, обмен, налоги, товар, рынок, потребитель. 2. Расположите слова в последовательности, отражающей процесс преобразования объектов природы в предметы потребления: обмен, ресурсы, распределение, производство, потребление, товар
Измерители экономической деятельности объемные – характеризуют количество продукта; качественные – характеризуют отношение двух величин.
С 1988г. в России объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель ВНП. Валовой национальный продукт (ВНП)– обобщающий экономический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий экономический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны. ВВП страны _____________________________________ = ВВП на душу населения Количество граждан По этому показателю сравнивают степень экономического развития и уровень жизни разных стран.
Проанализируйте информацию: В мировом масштабе совокупный показатель ВВП имеет устойчивую тенденцию к постоянному росту. Так, за период с 1971 по 1994 г. ВВП увеличился почти в 9 раз. В России начиная с 1990 г. прослеживалась устойчивая тенденция к снижению ВВП. В период с 1991 г. по 1996 г. он сократился более чем наполовину. Однако с конца 90-х гг. в России наблюдается положительная динамика роста ВВП, что позволило российскому правительству в 2004 г. прогнозировать удвоение этого показателя в последующие 10 лет.
Домашнее задание § 1, задание 2 стр.16 (письменно)